Куда качнется кавказский маятник?

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В последние месяцы не было и дня, чтобы в радио- и телевизионных сводках новостей, со страниц газет не прозвучало это выражение: ситуация в Дагестане.

Атмосфера накаляется

А ситуация эта очень похожа на теорию ядерного взрыва: для того чтобы началась цепная реакция с соответствующим выбросом энергии, необходимо, чтобы была достигнута критическая масса урана. В Дагестане эта масса (правда, не урана, а, скорее, общественного самосознания) активно накапливается. Сколько ее должно быть, чтобы преодолеть “критический” рубеж, не знает никто. Но за происходящим процессом и местная власть, и Москва наблюдают, по большому счету, сложа руки.

Нет, из столицы, со страниц центральной печати раздаются, конечно, негодующие возгласы; силовые министерства наращивают потихоньку свое присутствие на узкой полосе земли между Кавказом и Каспием; госсовет Дагестана и исполнительная власть республики по мере сил стараются сдерживать нарастающий вал исламского фундаментализма. Но эффективно бороться с ростом религиозного фанатизма и национализма с помощью властных методов и оружия не удается сегодня никому в мире: ни алжирскому правительству, ни англичанам в Северной Ирландии, ни Китаю в Тибете (список примеров можно множить). А уж там за последние годы и даже десятилетия опыта в этой области накоплено куда побольше, чем у нас. Хотя у нас тоже, конечно, есть свой, особый опыт - сталинских депортаций целых народов с родных земель. Но ведь сегодня, к слову сказать, в Казахстан уже не депортируешь - только “в себя”, в Россию...

Аллах воскресе

...Нынче из всех субъектов Российской Федерации Дагестан, безусловно, самый многонациональный. Этнографы насчитывают здесь около сорока только коренных народностей (не говоря уже о русских, украинцах и т. д.) - аварцы, лакцы, чеченцы-акинцы, лезгины, ногайцы - весь северо-восточный Кавказ смешался здесь в густом, многоязыковом котле. Эта многоцветная национальная палитра не мешает, однако, Дагестану оставаться предельно монолитным в религиозных вопросах. Нет города или селения, где не возвышались бы купола и минареты мечетей. В том же Ботлихе бойцам и офицерам на блокпостах или в штабе 6-й зоны можно было не заводить на утро будильник - на восходе солнца усиленный мощными динамиками голос муллы (чье мнение в сложных или спорных вопросах, к слову, будет куда весомее официальной светской власти) напоминает правоверным мусульманам о том, что пришло время вознести Аллаху первую сегодняшнюю молитву. Всего таких молитв за день должно быть 5 - в строго определенное время каждая. Чем бы человек в этот момент ни занимался, он прервется, чтобы совершить положенный обряд, для начала включающий в себя обязательное омовение ног, рук и лица. Картинка с натуры: 2 приморских полковника милиции - Орленко и Оборин едут на служебном “уазике”. Водитель - дагестанец. Вдруг машина без видимой причины останавливается. Что случилось? Пришло время молитвы. Водитель расстилает недалеко от дороги коврик, достает емкость с водой, совершает омовение и начинает отправлять обряд. Торопишься ли ты куда-нибудь - это сейчас никого не интересует...

Неверно, конечно, было бы считать, что все 100 процентов дагестанцев - глубоко верующие, религиозные люди. Но ни один человек, даже самый убежденный атеист не рискнет сегодня позволить себе публичное нарушение мусульманских догматов. Общественное мнение осудит. Пока еще - только осудит. Что будет завтра - предсказать трудно...

Последний бросок на север

Дело в том, что из всех представителей внутриисламистских течений наибольшую активность на территории республики сегодня проявляют ваххабиты. А это - одно из самых радикальных направлений в исламском мире. Именно его адепты издают и открыто распространяют в Дагестане книги, в которых пишут, что “...мы дойдем до Москвы и будет жечь, резать и убивать все живое, что попадется на нашем пути!”. Именно эти люди огромным тиражом издают на многих местных языках (в том числе и на русском!) газету с характерным названием - “Зов предков”, в каждом номере которой звучат откровенная апологетика исламских ценностей и жесткая (порой даже жестокая) критика всего русского и российского. Действующая Конституция да и Уголовный кодекс, насколько помнится, отнюдь не приветствуют разжигание национальной розни. Похоже, однако, что на большей части территории Дагестана правят нынче иные законы...

Шамиль первый

В минувшем году эта земля отмечала славный юбилей. (Это, кстати, тоже - о реальном весе и влиянии местной действующей светской власти.) По всему Дагестану - в шашлычных и магазинах в виде плаката, вдоль дорог в качестве рекламного стенда можно видеть следующую картинку: немолодой чернобородый мужчина в белой папахе и с суровым взглядом один или в окружении своих доблестных мюридов смотрит прямо на тебя, а рядом надпись: “200 лет Шамилю - имаму Дагестана и Чечни”. Вот здесь-то как раз Чечня, честно говоря, сбоку припека. Потому что родился Шамиль в конце XVIII века в Дагестане, в селении Гимры, и после 30 лет жестокой войны в результате кровопролитного штурма пленен был вместе со своей семьей и приближенными мюридами - доблестными царскими войсками тоже в Дагестане - в горном селении Гуниб. И там и там сегодня созданы мемориальные комплексы, музеи, места массового поклонения. Что это все должно символизировать: героизм бунтаря, поднявшего половину Кавказа на борьбу против огромной, обладающей куда большими людскими и военными ресурсами империи, или ситуацию сегодняшнего, а тем паче завтрашнего дня?

Из нашего приморского далека как-то даже неохота обо всем этом задумываться. Но для наших земляков, привычно сжимающих в руках во время очередной командировки рукоятки пулемета или приклад снайперской винтовки, вопрос этот далеко не праздный. Потому что каждый из них в любую секунду ожидает атаку по фронту - из Чечни. Но каждый из них прекрасно понимает, что с таким же успехом атака может быть произведена и с тыла - с территории Дагестана. Поэтому система ведения огня и наблюдения за местностью на каждом блокпосту строится по принципу круговой обороны.

От любви до ненависти один шаг

...И все-таки: говорить сегодня однозначно о настроениях дагестанцев относительно Чечни не приходится. Эти настроения так же многоплановы, как и национальный состав республики, хотя напрямую с последним фактором, может быть, и не связаны. Что можно положить на одну чашу весов? Нам доводилось встречаться и разговаривать с людьми, которым до смерти надоели угоны скота и похищения людей, которые устали жить в постоянном страхе. Как сказал один из них, “...готов рвать чеченских бандитов зубами!” Мы были в Махачкале, когда местное телевидение показало выступление председателя госсовета Дагестана, который заявил, что принято решение создать 2 полка народного ополчения. Говорят, против такого подхода, на деле означающего прямое вооружение народа, категорически выступает министр внутренних дел РФ Анатолий Куликов. Но кого обманывать? Нет сегодня в Дагестане дома, в котором не хранились бы стволы. Пока это, правда, подпольно. Или полуподпольно... Вот еще картинка с натуры: на заснеженном и крутом горном серпантине наш “уазик”, в котором ехали полковник милиции Орленко, зам. командира ОМОНа подполковник Капитонов, начальник штаба сводного отряда приморской милиции старший лейтенант Головешкин (все трое в форме) и ваш корреспондент, с трудом расходился со встречной машиной. Остановились, вышли перекурить, поговорить. Собрались снова садиться, в спину вопрос: командиры, оружие не продадите?.. А что, кого стесняться - милицейских погон, что ли?..

Для чего был спрошен ствол? Для самообороны? Для нападения?..

Теперь посмотрим, что можно положить на другую чашу весов. Неуклонно-наступательный ваххабизм и неистовость его проповедников; неразрывная, многовековая связь с Чечней - у каждого второго дагестанца в Ичкерии масса родственников; тот же Ботлихский район до войны был побратимом с Веденским районом Чечни, вели приснопамятное соцсоревнование; в Хасавюрте (2-й после Махачкалы город Дагестана) и Хасавюртовском районе - 50 процентов населения составляют чеченцы-акинцы; по оперативным сведениям, основную часть отряда, атаковавшего танковую роту Буйнакской бригады, составляли коренные дагестанцы; хорошо заметные с шоссе руины многоэтажного жилого дома пограничников в Каспийске - они до сих пор напоминают об удачном (во всяком случае без последствий для нападавших) теракте против одной из силовых структур федеральной власти... Этот малоприятный список можно продолжить и еще более жестким примером, о котором многие уже забыли или постарались забыть: после беспрецедентного и кровавого рейда на Буденновск автобусная колонна с заложниками и воинством Шамиля Басаева возвращалась домой не по прямой короткой дороге, а сделала большую дугу вокруг Чечни, проехав более 200 километров по дорогам Дагестана - по всему пути бородачей с автоматами и в масках встречали как национальных героев... Я в Дагестане был не первый раз, и ни на одном блокпосту что-то мне не доводилось видеть, чтобы вот так, с цветами и хлебом-солью встречали сводные отряды милиции или ОМОНа...

Господи, помилуй!

...Куда качнется дагестанский маятник завтра? Вопрос этот далеко не праздный, в том числе и для нас, живущих, казалось бы, за тысячи и тысячи километров. И не только потому, что туда, в опасность и риск постоянно уезжают отряды наших земляков, друзей, родственников. Что такое исламское наступление, мы знаем пока исключительно по сообщениям из-за рубежа - из Афганистана и Ирана, Алжира и Египта. Далеко, нас не касается... Но если посмотреть на карту, то вверху над Дагестаном, в самом центре России вытянулось мусульманское Поволжье, а чуть правее - более чем тысячекилометровая граница с не менее мусульманской Средней Азией - от Волгоградской области до Алтайского края.

...Любая религия хороша и допустима до тех пор, пока она не опирается на национализм и фундаментализм и не начинает призывать резать неверных. Но если уже сегодня мулла более авторитетен, чем председатель сельсовета или глава администрации района, то что будет завтра?..

Владивосток - Махачкала - Аксай - Ботлих - Владивосток