Кто превратил нас в “заложников” на своей земле, почему мы стали для всех чужими?

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

После преобразования Большого Камня в город-ЗАТО жители сел Подъяпольское и Мысовое оказались в некоей “черной дыре” - данные населенные пункты не попали в границы ЗАТО и при этом оторваны от остальной территории Шкотовского района, являя собой подобие общеизвестного российского анклава - Калининградской области. Незавидна участь людей, оказавшихся в результате такого “нового передела” в роли не то своих среди чужих, не то чужих среди своих, - старые проблемы прирастают новыми и грозят еще более вырасти количественно и усугубиться качественно.

Жители сел Подъяпольское и Мысовое надеются все-таки услышать ответы на эти и еще многие вопросы

Тщетные попытки достучаться до власти, донести до нее свои беды и чаяния заставили людей прибегнуть к экстраординарной мере - написать письмо губернатору Приморского края Евгению Наздратенко и главному редактору газеты “Владивосток” Владимиру Ощенко, поведав в нем о своем тяжелом положении, многочисленных проблемах и безучастности к ним со стороны властей.

К появлению этого возмущенного послания, направленного адресатам 23 марта, приложила руку и наша газета, причем интересным образом... В номере за 19 марта в ней вышел материал Е. Маниной “Зиму выстояли. Экзаменует весна...”. Там шла речь о заседании думы Шкотовского района, на котором, в частности, был заслушан отчет о работе в прошедший зимний период районных жилищно-коммунальных служб и предприятий. Фраза из данной публикации “...случаев разморозки отопительных систем не было” вызвала гневный резонанс жителей Подъяпольского, испытавших в эту зиму все прелести такого ЧП. Уже в следующем номере спецвыпуска “Владивосток-Большой Камень” вышла поправка, гласящая, что в упомянутом материале была допущена неточность и вместо напечатанной в нем фразы про разморозки следует читать: “Случаев остановки котельных из-за отсутствия топлива не было”. Но поправка увидела свет только 26 марта, когда адресаты уже получили известное письмо. В нем досталось и журналистам, которых упрекнули в том, что они безоглядно “доверяют руководителям предприятий и никогда не проверяют факты”.

Выполняя экстренное редакционное задание, корреспонденты “В” побывали в Подъяпольском и Мысовом, дабы на месте выяснить, насколько соответствует реальное положение дел изложенным в письме фактам.

У здания администрации села Подъяпольского нас поджидали оповещенные о визите журналистов люди, представляющие многочисленный авторский коллектив упомянутого письма. Здесь же мы встретили главу администрации села Владимира Стрижкина. Произошел резкий и нелицеприятный разговор, в ходе которого были высказаны многочисленные упреки в адрес сельской и районной администраций.

Холод в квартирах, дороги, по которым невозможно проехать, из-за чего рейсовый автобус из Большого Камня не всегда может добраться до Подъяпольского, отсутствие в селах питьевой воды, ее плохой подвоз и постоянные, нередко тщетные поиски пригодной для употребления воды зимой, дороговизна местных магазинов, оторванность от остального района и связанные с ней неудобства и сложности, среди которых - намечающийся перевод пациентов из Подъяпольского и Мысового на обслуживание в районную больницу в Шкотово - это еще не полный перечень того, что определяет сегодняшние условия жизни сельчан, порождая их вполне законное возмущение.

Как сказали нам пришедшие на встречу подъяпольцы и подъехавшие сюда же представители Мысового, они дважды приглашали к себе главу районной администрации Ивана Синяева, чтобы услышать наконец мнение руководства района о причинах сложившейся критической ситуации и узнать о своих дальнейших перспективах. Но пока такая встреча так и не состоялась. Ждали в Подъяпольске и депутата Госдумы С. Горячеву, но администрация района не предоставила такой возможности, сославшись на отсутствие здесь подходящего помещения, хотя при желании можно было провести такую встречу в лекционном зале рыбколхоза “Приморец”.

Мы прошли по улицам Подъяпольского и своими глазами увидели “воздушку” - аварийный теплопровод, протянутый над землей в январе, когда случилась та самая злополучная разморозка. Как пояснил корреспонденту “В” в телефонном разговоре директор МУП “СЕЗ” Шкотовского района Валерий Мелеко, дело в том, что сельские коммунальщики эксплуатируют оборудование, ТЭНы, теплосети и электролинии “пенсионного” возраста, и на их полноценный ремонт денег явно не хватает... А на Рождество разыгрался снежный буран, и замкнуло провода, из-за чего оказались обесточенными котельная и водовод.

Последствия аварии устранялись почти месяц, но затем подобные эксцессы повторялись еще дважды, в январе и феврале. В результате этого люди зимовали в промерзших квартирах. Пытаясь спастись от холода, семьи переселялись в одну комнату с электрогрелкой и буржуйкой, спали в одежде...

В отличие от Подъяпольского, котельная в Мысовом работает не на мазуте, а на угле. И здесь зима заставила померзнуть людей, поскольку уголь был низкокалорийный, с высокой зольностью и низкой теплоотдачей, из-за чего на улицах этого села можно встретить торчащие из окон буржуйки... Да еще нам рассказали местные женщины, что из-за вынужденного использования в пищу воды из скважин, пригодной разве что для технических нужд, их дети чуть не поголовно страдают болезнями почек...

Живущие в обоих селах люди связывают надежды на улучшение своего положения с присоединением к ЗАТО г. Большой Камень, предложив провести по этому вопросу референдум. Но “сверху” им предлагается референдум общерайонный. Хотя не совсем понятно, какое отношение к определению административной принадлежности Подъяпольского или Мысового могут иметь жители Анисимовки или Многоудобного.

Но как бы ни решился этот вопрос, люди не должны чувствовать себя для всех чужими и никому не нужными, вне зависимости от статуса того места, где им довелось родиться и жить. Что же касается Подъяпольского и Мысового, то эти села и в самом деле оказались в какой-то абсурдной изоляции, искусственном вакууме.

А мы надеемся в скором времени вновь побывать там и более подробно и обстоятельно рассказать об увиденном и услышанном.