Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

Космические "Бураны" в Хороль не спешат

С виду это обычная взлетно-посадочная полоса, только подлиннее и пошире, так что человек непосвященный ничего "космического" здесь не увидит. Тем не менее это и есть хорольский "Байконур". Именно на этой бетонке, по замыслу ученых и военных, должен был в случае необходимости делать посадку космический корабль многоразового использования "Буран".

Эта "стройка века" в свое время наделала переполоха в районе. Директора соседствующих с аэродромом совхозов хватались за головы: их рабочие валом повалили туда за длинным рублем, тем более что гражданских "космонавты" принимали охотно. В считанные дни была сформирована автоколонна, получившая свою фирменную эмблему. Работа находилась всем, ведь помимо самой полосы строились четырехэтажный контрольно-диспетчерский пульт, казармы, подземные коммуникации, жилые дома. Строительство было льготным: военно-космические войска тогда отказа не знали ни в чем. Шла середина 80-х годов, до развеселых времен было еще долго.

Спешка была великой. Сейчас уже не секрет, что американскую программу кораблей многоразового использования мы откровенно прозевали. Предстояло "догнать и перегнать Америку", и хорольский "буранный полустанок" был одним из этапов этой гонки. В намеченные сроки полоса длиной в 4,5 километра и шириной в 60 метров была сдана, хотя качество ее нельзя было назвать идеальным. Так или иначе летчик-космонавт И. Волк на самолете "Ту-154", начиненном бурановской аппаратурой, сделал пробную посадку. Специалисты пришли к выводу: космонавты смогут посадить здесь и "Буран".

Однако колеса космических кораблей хорольской бетонки так ни разу и не коснулись, и сегодня уже мало верится, что это когда-нибудь произойдет. Космическая отрасль с космической скоростью влетела в безденежье и неопределенность. Представители ВКС из Хороля давно уехали, сняв с полосы оборудование и оставив в наследство морским авиаторам контрольно-диспетчерский пункт. Многие постройки бывшего "звездного городка" сегодня представляют собой развалины. Затраченные когда-то миллионы рублей, похоже, так бесславно и пропадут.

Но "Байконур" по-прежнему входит в хозяйство командира морских авиаторов Владимира Носовца - в надежде на лучшие времена, хотя и сам командир сегодня уже мало верит в посадку космических гостей. Да у него и без того хлопот хватает, ведь и его части живется сегодня несладко. Дело, естественно, упирается в финансы, точнее, их отсутствие. И подобное положение сплошь и рядом. Поэтому все чаще соприкасаются когда-то, казалось бы, несовместимые вещи - армия и коммерция. Коммерческий оттенок присущ и правительственной программе по использованию высвобождающихся военных объектов. Крутитесь, отцы-командиры, ищите возможность заработать для своих частей, но чтобы боеготовность при этом - ни-ни...

Хорольский аэродром с его "буранной" полосой - сооружение уникальное, таких в России единицы. Он готов принимать самолеты любой марки. Тут уж сам бог велел поискать "богатенького Буратино".

180-километровая удаленность от краевого центра сделала несбыточной, казалось бы, самую доступную идею пассажирских перевозок. Кого устроит добираться до расположенного в глубинке аэропорта или, наоборот, из него во Владивосток? Надо было искать другие пути, и подходящий вариант сегодня появился.

- Сейчас мы налаживаем контакты с фирмой, которая бы хотела использовать наш аэродром как перевалочную базу по грузоперевозкам с Юго-Восточной Азией, - рассказывает Владимир Николаевич. - Планы серьезные, в день можно было бы совершать до 15 самолето-рейсов. Подобный опыт в стране уже имеется. Этот договор позволил бы нам получить дополнительные средства для поддержания боеготовности, а также на содержание социальной сферы гарнизона. Кроме того, мы смогли бы дополнительно открыть до 400 новых рабочих мест.

Есть у авиаторов и другие идеи. К примеру, организовать перевозки военнослужащих флота. В год можно было бы обслуживать до 80 тысяч человек. Еще один проект - продовольственные грузоперевозки на Север.

А на одном из участков аэродрома идет коммерция, от которой защемит сердце у любого летчика. Это так называемая предпродажная подготовка самолетов. На продажу идет цветной металл, и представители получившей госзаказ фирмы с помощью заморской техники превращают в бесформенные куски металла отлетавшие свое стратегические бомбардировщики "Ту-16" и "Ту-95", еще недавно рассекавшие хорольское небо. Цветной металл нынче в цене...

Так что вместо долгожданного "Бурана" сегодня на местный аэродром готова "приземлиться" коммерция. Думается, польза от этого будет обоюдной.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера