Кому он нужен - этот инженер?

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Как-то поблекла нынче, отступила в тень фигура российского инженера. Оно и понятно: индустрия наша по всем направлениям сникла - кому нужны теперь отечественные высокие технологии? Да и сам инженер, еще в недавнем прошлом столп социального благополучия общества, кому он нужен? В моде теперь иные профессии и нравственные ориентиры. Посмотрите, что делается в нашем высшем образовании: даже альма-матер инженерных наук - политехнические вузы - и те кинулись в подготовку менеджеров, а кто же с металлом работать будет?

Но так было не всегда - и не вечно так будет. Ибо в итоге всему голова все же индустрия. Производство материальных ценностей. Воссияет еще она, звезда инженера. Тем более талантливого.

Пожалуй, половина станков и разного так называемого нестандартного оборудования, сконструированного и изготовленного на “Аскольде” для нужд собственного производства, разработана с участием Геннадия Троянова. А это сотни специальных машин, приспособлений, многие из которых автоматы и полуавтоматы, в десятки раз повышающие производительность труда. Как было, например, в цехе товаров народного потребления, в цехах судостроительного профиля.

Вместе с другим инженером от бога Владимиром Сосниным Троянов в 80-х годах стал первопроходцем Приморья в освоении робототехники. Завезенные из первомайского ОКБ “руки” роботов отказывались трудиться, сикось-накось подавая заготовки к режущей части станков. Ничего - и научили, и заставили. Потом, правда, Геннадия Александровича бросили на другое направление, а все же к тому факту, что вскоре на “Аскольде” прошла всесоюзная школа передового опыта по внедрению робототехники, и он немало причастен.

И Троянов, и Соснин еще совсем недавно работали в отделе механизации и автоматизации производства начальниками бюро. “Нахватались” дипломов на краевых выставках достижений народного хозяйства Приморья. Да и повыше награды имеются. Редкий случай в тогдашней социалистической иерархии производства: на заводе лишь им двоим из рядовых по сути инженеров зарплату платили на уровне... начальника отдела. Мозги их ценили не только на словах.

И сегодня ценят. Рассказывает начальник недавно организованного на “Аскольде” производства сельхозмашин Леонид Кравчук:

- Три года назад загорелся я идеей освоить выпуск техники, подобной голландской. Побывали мы с главным инженером завода Юрием Смирновым в “Пуциловском”, где она уже к тому времени успешно применялась, прикинули: сложновато, но должны потянуть. Только без толкового конструктора не обойтись. Спрашиваю, кого дадите - нельзя ли Троянова? Дали Троянова, а под его началом и весь заводской инженерный цвет. Геннадий Александрович и возглавил конструкторскую службу производства, и я бы сказал, дал душу нашей новой технике.

И еще Л. Кравчук называет Троянова генератором инженерных идей. “Ситом”, сквозь которое просеиваются вообще все заводские задумки относительно сельхозтехники. И наверное, не зря. Вот при мне, лишь взглянув на принесенный слесарем эскиз узла, предложенный вроде бы как для его совершенствования одним из главных специалистов хозяйства-заказчика, Троянов коротко заметил: “Над этой конструкцией придется поработать”. И тут же объяснил подошедшему, в чем промах “изобретателя”.

Вот уже почти 30 лет как после окончания Хабаровского политехнического института работает Геннадий Александрович на “Аскольде”. И все это время занимается новой техникой. Причем занимается не в качестве исполнителя чужой идеи, каких на оборонных предприятиях большинство - перерисовывающих, переписывающих, размножающих, - а в ранге автора собственных. Умножающих технический потенциал предприятия. По наивности я попытался выяснить у Троянова, как рождаются его разработки:

- Ну что ли, как у поэта, стихи сами собой сквозь мозги прорываются? - попытался я подсказать ему аналогию тех и других “родов”.

- А знаете, - разочаровал он меня, - на это трудно ответить. Просто передо мною ставится конкретная задача - скажем, машина должна убирать картошку. Появляются общие соображения, а к ним уже и соображения по устройству, технологичности производства и сборке отдельных узлов и деталей. В этом направлении и работаю. Другое дело - совершенствование техники. Тут видишь ее “вживую”, можно пощупать, посмотреть в стыковке детали, их работу. Главное же - есть опыт эксплуатации машины, который и показывает ее совершенство или несовершенство. Вот здесь мне моя конструкция уже может присниться.

Так было, например, с сеялкой точного высева, предпоследней новинкой завода, уже апробированной и в Приморье, и в Хабаровском крае. Техническая идея ее осталась, но некоторые узлы изменены как конструкционно, так и в смысле применения материалов. Редуктор, например, работавший исключительно на пластмассовых шестернях, снабжен теперь и металлическими: слишком тяжелы приморские почвы для чисто голландской конструкции. Улучшены либо приведены к нашим условиям и некоторые другие характеристики сеялки.

А вот еще момент. Долго маялся со своей гребневой сеялкой известный на Дальнем Востоке изобретатель Анатолий Егорченков: хороша и уже проявила себя на полях Дальневосточного региона, заменяя сразу несколько машин и обеспечивая высокие урожаи сои и зерновых, а за серийный выпуск никто не берется. Когда дело дошло до “Аскольда”, интересы изобретателя и завода сошлись. Да кое в чем не сошлись два инженера: Егорченков и Троянов. Это “кое-что” касалось слабин в конструкции Егорченкова, которые нащупал Геннадий Александрович в ходе ремонта завезенного на завод из СТО “Петровичанское” разбитого агрегата. Пришлось встать между ними арбитром Леониду Кравчуку: “Оба вы, конечно, умные мужики, - так он им примерно сказал, - спорьте, сколько хотите, но чтобы делу от этого только польза была”. В итоге Егорченков что-то отстоял, а в чем-то ему пришлось уступить Троянову - ради улучшения машины, технологичности ее производства и ремонта.

Одной из чисто аскольдовских разработок является уплотнитель гряд для выращивания моркови и свеклы. Его группа Троянова от идеи до готового агрегата “провела” всего за 2 месяца. Рядом трудились и инженеры, и слесари. Предложения конвейером и поступали, и воплощались в металле.

Вот что говорит о Троянове бригадир сборщиков сельхозмашин Леонид Трошин, знакомый с ним по производству уже около 20 лет:

- С Геннадием Александровичем просто здорово работать. Он сразу же “привязывает” идею к условиям и возможностям нашего производства так, чтобы все было просто и надежно. И нам потом почти не приходится что-то перекраивать. Ему неважно, с кем он имеет дело: с большим начальником, с таким же инженером или со мной, рабочим, - в создании техники для него все важны и все равны.

Сам Троянов фигуре рабочего уделяет серьезное внимание. Особенно в период освоения очередной заводской новинки. Как говорит Л. Кравчук, тут уж он прямо “идет в гущу”.

- Леонид Трошин, Александр Максименко, другие опытные слесари - они на меня сильно влияют, - признался мне Геннадий Александрович. - Иногда конструкцию предложат такую, что получается приличней моей. В общем, прислушиваюсь я к ним.

- И не возникает мысли, мол, не лезьте не в свое дело?

- Я изначально уверен, что это и их дело, поэтому готов выслушать любое их предложение.

- Даже бредовое? Ведь, наверное, и такое случается - не всякий же знаком с сопроматом?

- У меня хватает терпения слушать и абсурд. И я выслушаю человека до конца - а может, именно здесь уловлю что-то рациональное. Так, по крайней мере, бывало не раз.

А знаете, почему конструкция сельхозмашины, к примеру той же сеялки, должна быть особенно надежна? Потому что такая машина работает всего неделю-две в году, и не дай бог сломаться ей в эту пору. Сеялке - по весне, комбайну - по осени. Это же беда, быть крестьянину без урожая. Либо побираться по миру в поисках нужной замены, платя огромные деньги за аренду машины.

Сегодня группа Троянова работает над конструкцией опрыскивателя для распыления гербицидов. Без него нашей картошке - погибель. От той же божьей коровки. “Аскольд” приступает к его производству по личному предложению первого вице-губернатора края Валентина Дубинина. Почти не осталось в Приморье таких распылителей, да и конструкция их не всегда кондиционна, эффективна в использовании, а порой затратна по ядохимикатам и экологически вредна. Троянов с Сосниным ведут разработку своей машины, способной и дать настоящий “туман” над посадками, и обеспечить маневренность в агрегировании с трактором.

- Здесь главное - не ошибиться в компоновке узлов распылителя, - замечает Троянов. - То есть не ошибиться в принципе. Думаю, что к следующей весне мы с этой работой управимся.

В некотором роде Геннадий Троянов - тоже идеолог. Проводник технической политики завода, взявшегося за сельскохозяйственное машиностроение вовсе не от хорошей жизни, но уже почти поставившего это производство на тот высокий уровень, какой был характерен и приборостроению, и судостроению. Мало уже их, преданных инженерному делу, осталось на наших промышленных предприятиях, однако есть все еще работающие без зарплаты. Не ради куска хлеба, а из любви к этой профессии. С верой в возрождение ее престижа, возведение ее на самое достойное в нашем обществе место.