Колокольчик взывает о помощи

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Керамический колокольчик на рабочем столе напоминает мне о детях-инвалидах. Его сделали в профессиональном училище № 8 здоровые ребята. Но точно такие же колокольчики и многое другое смогут делать и инвалиды. Если в училище наконец откроют для них специальную группу. И директор, и воспитатели, и мастера готовы хоть завтра принять ребят. Но проклятый финансовый вопрос, как и везде сейчас, труднопреодолимым препятствием стоит на пути детей, и так обиженных жизнью.

Два года назад родилась в училище эта идея - взяться за обучение инвалидов. Свободные помещения есть, базу для обучения способны подготовить сами мастера, программа уже разработана. Даже приказ бывшего начальника управления профтехобразования В. Гирийчука об обучении инвалидов еще никто не отменил. А денег нет. Для того чтобы получить лицензию, нужно всего-то тысяч 50 (деноминированных, конечно), но где их взять? Не секрет, что училища финансируются по остаточному принципу. Долги за электроэнергию, теплоснабжение дамокловым мечом висят.

Какими-то совершенно непостижимыми путями узнали дети-инвалиды и их родители о предполагаемом открытии спецгруппы. Что началось! В папке на директорском столе уже десятки заявлений, подкрепленных медицинскими справками - “имярек по состоянию здоровья способен обучаться...” А телефонные звонки? Железные нервы нужно иметь, чтобы слушать рыдания девчонки, живущей в Уссурийске, - помогите, зачислите меня! И хоть у нее заболевание, не позволяющее жить в общежитии (предполагается, что дети будут находиться в училище с 8 до 14 часов, а потом - по домам), Борис Василькевич, директор, не выдерживает: “Не плачь. Я подумаю, что можно сделать”.

Воспитателю Татьяне Угринович почти каждый день звонит с Седанки исстрадавшаяся за ребенка мама: “Вы нас не забудете? Не откажете?” С матерями инвалидов встречаться особенно тяжело - у каждой в глазах мольба и надежда. Но кому-то, даже если обучение начнется, все равно придется отказать. Поначалу училище способно взять человек 15-20. Только кому отказать? Глухонемому 15-летнему Максиму, живущему с бабушкой, очень одаренному мальчику? Молодым супругам-инвалидам, так надеющимся начать нормальную жизнь? Или Жене и Диме, которые, несмотря на свой недуг, ежедневно приходят в училище и по мере сил помогают в оборудовании классов и мастерских? Ребята надеются, что таким образом завоюют право на обучение. А ведь только в Ленинском районе Владивостока сегодня проживают 296 детей-инвалидов II группы. Чаще всего с ДЦП. У них светлые головы, они начитанны и не по-детски рассудительны. Только не нужны нашему обществу. В новых экономических условиях и здоровые-то бывают не у дел.

В этом училище им могли бы дать интересную специальность - изготовитель художественных изделий из дерева, керамики, кожи, меха. Программа обучения рассчитана на год. В ней предусмотрено все: питание, медобслуживание, занятия на тренажерах, изучение основ рыночной экономики, даже такой предмет, как культура речи. А через год они, работая на дому, уже чувствовали бы себя полноценными членами пусть пока не совсем нормального, но нашего общества. Только сослагательное наклонение мешает. Они же так надеются и верят...

Коллектив училища тоже верит. Иначе не стали бы активно готовить мастерские и классы. Владимир Скворцов, например, буквально из ничего сумел оборудовать класс для будущих резчиков по дереву. Из каких-то остатков старой мебели создал прекрасные рабочие столы, все одинаковые, аккуратные, хоть сейчас за работу. Только сокрушается, что наглядную агитацию ни у кого выпросить не может. А ведь не так и много надо - плакаты по технике безопасности, по видам резьбы да с информацией о породах деревьев.

У руководителя керамической мастерской Алексея Заховалко проблем поменьше - печь для обжига есть, глину из Раздольного привозит. Изделия, выходящие из его рук, впору на выставки отправлять. Кстати, плакетка из этой мастерской скоро в Америку уедет, будет в монумент дружбы вмонтирована. Так что ребят он может многому научить. “Здоровый или инвалид - какая разница, - говорит Алексей, - лишь бы желание было”.

Желания у детей-инвалидов и их родителей с избытком. Но помочь в организации спецгруппы они, естественно, не в состоянии. А Борис Францевич уже все имеющиеся в его распоряжении рычаги нажал, да только нужной суммы пока не получил. Хотя для тех же предпринимателей Владивостока 50 тысяч не очень бы большим бременем стали. А уж благодарные инвалиды все грехи, если они есть у богатых покровителей, замолят. От такой беды, что на этих ребят и их семьи свалилась, никто не застрахован. Ни праведный образ жизни, ни большие деньги не спасут, если какая-нибудь хромосома надумает сломаться. Так что, может, кто из спонсоров, поразмыслив, поможет хотя бы буфет в училище оборудовать? Лишь самое необходимое - холодильник, электроплита, мебель да посудохозяйственный инвентарь. Ну а те, кто побогаче, могут от своих щедрот что-нибудь на счет ПУ № 8 перечислить: ИНН 2536054080 р/сч 40503810700000000025 в АКБ “Приморье” г. Владивостока БИК 040507795 кор/сч 30101810800000000795. Доброе дело всегда зачтется.