Когда пациент прав

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Пожилая женщина наклонилась к аптечному окошку: “Доченька, у вас физраствор есть? Мне надо 6 литров”. Фармацевт в окошке обомлела: “Зачем вам столько, бабушка? У нас и не продают ведрами”.

Оказалось, дочь положили на операцию в одну из владивостокских больниц, и там, привычно продиктовав список необходимых лекарственных препаратов, шприцев, капельниц, порекомендовали запастись и физраствором.

Этой бабушке, можно сказать, повезло: свидетелем сцены случайно оказался сотрудник Приморского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Последовал звонок главному врачу больницы, и в большей части списка потребность сразу отпала.

“С подобными ситуациями незаконного взимания денег в стационарах за лечение или операции, с составлением списков препаратов под диктовку лечащего врача пациенты в последнее время сталкиваются все чаще, - говорит Валерий Холкин, ведущий специалист отдела контроля качества и объемов медицинской помощи ТФОМС, - причем жалобы к нам поступают и от пациентов больниц, с кем фонд обязательного медицинского страхования рассчитывается в полном объеме, то есть за каждого пролеченного пациента с полисом оплачено полностью по стандартам. Немало случаев незаконных денежных поборов и в поликлиниках - за медицинские услуги, включенные в список программы обязательного медицинского страхования. Выходим по жалобе на проверку и видим: перевязочный материал есть, все необходимые препараты, инструментарий в отделении, в больничной аптеке - тоже. Ладно, если речь порой идет об очень дорогостоящих препаратах последних поколений, когда врач может лишь проинформировать, что такой-то антибиотик, скажем, лучше, поскольку вводится в щадящем режиме - 1 раз в сутки, а не 4-6. Но при этом больной должен быть совершенно спокоен, что если родственники не в состоянии купить “самое лучшее и наиновейшее”, то его вполне эффективно будут лечить тем, что есть в больнице. Кстати, уж врачи-то знают, что “наиновейшие” препараты - нередко стопроцентные аналоги давно использующихся в практике”.

Недавно специалисты отдела разбирались по жалобе: привезли молодую пациентку, между прочим, с полисом обязательного медицинского страхования - острый аппендицит, срочно нужна операция. Но вести в операционную ее не торопились: назвали счет за общий наркоз, а денег таких при себе у больной не оказалось. Бросилась звонить родным - благо, за час родственники сумели собрать и доставить нужную сумму. Только это спасло девушку от перитонита - тяжелейшего осложнения, когда речь идет о жизни и смерти... Между тем в больнице оказалось в наличии все, что было необходимо для оказания экстренной помощи, и, естественно, бесплатно для пациента!

Вот еще жалоба: больной поступил с инсультом, врач продиктовал родственникам список необходимых препаратов на сумму более 800 тысяч рублей. После проверки оказалось, что все медикаменты были в больничной аптеке, кроме одного, - и все должны были тут же поступить в отделение для спасения человека.

“Мы понимаем, что нынешнее финансовое положение учреждений здравоохранения не позволяет роскоши, что медико-экономические стандарты - те самые утвержденные суммы, которые врач обязан затратить на больного, ограничены. И что медицина в тяжелейшей материальной ситуации, поскольку государство фактически бросило ее только на финансирование из фондов страхования, а этого катастрофически мало. Во всем мире в здравоохранение вкладывает средства еще и бюджет, по российскому законодательству так должно быть и у нас, но... Все же нарушений в этой сфере так много, что пора ставить вопрос так: некоторые врачи порой спекулируют на трудностях без всяких на то оснований”, - считает ведущий специалист отдела контроля ТФОМС Людмила Осмоловская.

А кому не приходилось сталкиваться с получением талонов “на кровь”: в большинстве поликлиник их выдают 15-20 штук, а уже часов с 9 утра начинается сдача крови на анализ за плату.

“Если вы, имея страховой полис, получили направление сдать кровь или мочу на анализ от врача, то имеете полное право сделать это бесплатно, - комментирует ситуацию Людмила Осмоловская. - Обычно лаборант принимает бесплатно 15 пациентов - это соответствует норме на 1 ставку, остальных - платно. Но ведь если реальная потребность на данный микрорайон больше чем 15 человек в день - значит главный врач обязан решать кадровый вопрос, а не взимать плату с пациентов, имеющих страховой полис”.

Вообще ответ на вопрос, какие услуги больница или поликлиника обязана оказывать бесплатно (то есть бесплатно для пациента, а медучреждение все равно получает деньги из фонда обязательного медицинского страхования, куда отчисляет деньги либо организация, где работает человек, либо бюджет, если лечится пенсионер или студент), содержится в документе под названием “Территориальная программа обязательного медицинского страхования населения”, который принимается на каждый год. Такой документ должен быть на самом видном месте в регистратуре любой поликлиники или больницы.

“Мы понимаем, что пациент нередко в сложной ситуации, - говорит Валерий Холкин, - ему неловко или даже страшно обращаться с жалобами на лечащего врача, когда тот требует полный комплект медикаментов для лечения. Поэтому мы рекомендуем 2 пути: если у вас возникли сомнения по поводу правомерности оплаты той или иной медицинской услуги, обращайтесь за разъяснениями к главному врачу: он обязан следить за соблюдением законности в медучреждении, заинтересован в отсутствии нарушений. Второй путь - проверить правомерность действий персонала больницы или поликлиники, уточнить перечень платных-бесплатных услуг у специалистов отдела организации контроля объемов и качества медицинской помощи ТФОМС во Владивостоке по адресу: ул. Пологая, 21. Тел. 266-958.

Если вы все же вносите плату за какие-либо медицинские услуги в государственном медучреждении, требуйте копии чека и другие необходимые платежные документы, где указано, сколько денег вы вносите и за что”.