Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Жизнь

Клин Климом вышибают?

...В журналистике есть такое святое правило: узнал какую-то значимую новость - торопись сообщить о ней первым, “вставь фитиль” конкурентам, докажи всем, что ты самый лучший репортер. За 20 лет работы по специальности мне впервые пришлось нарушить этот постулат - по соображениям принципиального, этического характера

У каждого газетчика свои “агенты”, свои источники информации. Об аресте начальника службы пассажирского флота ОАО “ДВМП” Владимира Клима я узнал в тот же день, когда это произошло, - 16 декабря минувшего года. Посоветовались с коллегами, решили - молчим, слишком уж мутная волна спекуляций может подняться вокруг этого события. Волна эта, причем, как и ожидалось, в большинстве средств массовой информации наполовину перевранная, к сожалению, все-таки поднялась. Поэтому сегодня мы считаем себя вправе высказать свою точку зрения.

...Владимир Георгиевич Клим, русский (как писали в прежних анкетах, член КПСС), родился 20 марта 1954 года в городе Североуральске Свердловской области. По натуре своей “морской” до мозга костей, в 20 окончил Ленинградскую мореходку, в 27 - заочно ДВВИМУ. Всю сознательную жизнь проработал в “Дальневосточном морском пароходстве”. Из той плеяды судоводителей, которых принято называть блестящими капитанами. Да и как назвать иначе, если командование над судном Владимир Клим принял в неполные 30 лет? Даже в те годы, когда в пароходстве было более двухсот единиц флота, капитанов с такой карьерой можно было пересчитать по пальцам.

Говорить же о легкости капитанского восхождения отнюдь не приходится. Ну, во-первых, должность у него такая - что бы ни случилось на вверенном ему судне, капитан всегда и во всем виноват. А во-вторых, были в его жизни эпизоды, когда жизнь так проверяла его и на прочность характера, и на профессиональную выучку, как мало кого из судоводителей.

Один из таких эпизодов не грех вспомнить и сегодня.

SOS в ночи

...В дни осенних школьных каникул 1986 года пассажирский лайнер “ДВМП” “Туркмения” под командованием 32-летнего капитана Владимира Клима совершал круизный рейс с детьми вдоль приморского побережья. На борту находились (не сотня, как написала одна из местных газет) 304 пассажира, из них 277 - школьники, большая часть из которых - младшеклассники. 10 ноября в Японском море, чуть северо-восточнее мыса Поворотного, в точке с координатами 41 градус 51 минута северной широты и 133 градуса 37 минут восточной долготы в машинном отделении судна начался пожар. Как и подобает в таких случаях, ЧП произошло глубокой ночью, когда умаявшиеся на предприходной дискотеке дети крепко спали. Первый сигнал о появлении пламени поступил на мостик в 00.25. Через минуту в рубке появился капитан. Еще через минуту, оценив обстановку, Клим принял решение майнать шлюпки до воды и эвакуировать детей. Одновременно в ночной эфир полетел сигнал SOS.

...Вообще-то у Клима было 2 варианта мобилизации сил экипажа: или всей командой бороться с огнем, который охватывал все большую площадь, или спасать детей.

...Через 20 (!) минут после подачи сигнала тревоги все дети - в большинстве полусонные и не понявшие толком, что произошло, - уже были в шлюпках. К слову, по свидетельству очевидцев, паники не было и в помине. Еще через 3 часа в район катастрофы, озаренный пламенем горящей “Туркмении”, стали подходить первые суда. О масштабах спасательной операции говорит тот факт, что в ней было задействовано более 20 судов всех ведомств - рыбацкие, торговые и военные, самолеты и вертолеты. Еще не взошло солнце, как все дети уже были аккуратно перемещены со шлюпок и спасательных плотов на подошедшие суда, обогреты и уложены спать. Жертв тем не менее избежать не удалось. В результате пожара погибли

2-й механик Э. Н. Акатов и повариха Т. М. Ерылина. Но ни один ребенок не пострадал.

Потом, как водится, был “разбор полетов”. По результатам проведенного служебного расследования происшествия 28 ноября начальник пароходства подписал приказ № 1030: “...2. Капитан Клим В. Г. не принял всех возможных мер по организации борьбы с распространением пожара по судну, чем заслуживает строгого наказания. Однако, учитывая, что принятое им решение о направлении основных усилий экипажа на спасение пассажиров было своевременным и правильным, обьявить капитану Климу

В. Г. строгий выговор”.

Еще через пару недель вышел приказ министра морского флота СССР

№ 216, который оставил в силе (не усилил!) решение, принятое начальником “ДВМП”. ...Я разговаривал с работниками службы безопасности мореплавания пароходства, старыми капитанами; на их памяти это редчайший и даже, пожалуй, единственный случай, когда после подобного происшествия капитана не сняли с должности и не отдали под суд, т. е. фактически подтвердив: все было сделано абсолютно и единственно верно.

Завершая разговор о том событии, напомню читателям - если кто забыл - еще одну важную деталь: ЧП на “Туркмении” произошло ровно через 70 дней после трагедии на “Адмирале Нахимове”, унесшей в пучину почти тысячу жизней. По линии безопасности мореплавания следили тогда строжайшим образом, головы правых и виноватых летели без особого разбору...

Смена флагов

...Был в жизни Клима и еще один момент, так сказать, истины. В августе 1991-го теплоход “Русь” под его командованием совершал очередной рейс в Японию. Уже подходили к Иокогаме, когда все мировые телеканалы (а большинство из них спокойно принималось на спутниковую “тарелку” судна) прервали свои программы и начали прямое вещание из советской столицы: в Москве путч, на улицах города танковые колонны. Действия Клима: он собрал судовых женщин, благо, на “пассажире” их достаточно, и дал им срочное “портняжное” поручение. Назавтра утром на флагштоке судна вместо алого полотна не менее гордо развевался российский триколор. Кто кого - тогда еще было совершенно не ясно, и карьера блестящего капитана в принципе могла завершиться через пару дней, но теперь “разбор полетов” происходил бы уже в парткоме - в лучшем случае...

Кстати, в парткоме Клим и сам успел поработать - на одной из партконференций его избрали заместителем секретаря. Хорошо помню то время, помню и его парткомовскую кличку - Красный маршал (а как иначе при такой-то фамилии?). Он искренне, как и многие тогда, верил, что демократизация партии все-таки возможна. Потом разочаровался окончательно, махнул рукой и через полтора года вернулся в плавсостав...

Хотели, как лучше...

5 лет назад как один из опытнейших пассажирских капитанов приказом по ОАО “ДВМП” Владимир Клим был назначен начальником службы пассажирского флота. О флоте, впрочем, говорить уже особо не приходилось. (На сегодня, кстати, кроме “Дальневосточного пароходства”, у России пассажирского флота нет вообще - так!) Те суда, что еще работали, или приносили убыток, или с трудом выходили “по нулям”. Спасение виделось во фрахте, и началось срочное изучение этого рынка. Вначале 2 флагмана пассажирского флота - “Русь” и “Михаил Шолохов” - были “пристроены” в Австралию, но там вскоре что-то не заладилось. Тогда “Русь” перегнали на Балтику, и сейчас она - вот уже третий год - работает там в длительном фрахте на линии Рига - Стокгольм. “Шолохов” же вернулся во Владивосток и снова давал “минуса”, пока на горизонте пару лет назад не возникла некая японская компания Pacifica Trading Co.LTD, интересы которой во Владивостоке представляли российские граждане - супруги Александр и Татьяна Муратовы. Компания готова была взять в бербоут-чартер (форма долгосрочного фрахта, но без права последующего выкупа) суда “Михаил Шолохов” и “Ольга Садовская”, приняв на себя соответственно все расходы по их содержанию и выплачивая пароходству фрахтовую ставку в размере $5.000 в сутки. (Кстати, точно такая же ставка берется на Балтике за “Русь”.)

В феврале 97-го между пароходством и японской компанией был заключен контракт (его копия есть в редакции), и дело пошло. Благодаря фрахтовым операциям убытки пассажирского флота ОАО “ДВМП” в 1997-м удалось снизить более чем в 7 раз, а в первом полугодии 1998-го (до кризиса) пассажирская служба впервые за многие последние годы принесла прибыль. Вместе с тем деятельность российских представителей фрахтователя (читай - Муратовых) почти сразу попала в поле зрения правоохранительных органов Владивостока. Было возбуждено уголовное дело, следствие по которому продолжается до сих пор; среди прочего, по информации “В”, следователей интересуют и операции фрахтователей с крупными суммами (речь идет о сотнях тысяч долларов США) иностранной валюты, которая взималась с пассажиров. По одному из пунктов обвинения, выдвинутого против Александра Муратова и выделенного в отдельное производство, летом минувшего года успел даже состояться суд. Учитывая тяжелое состояние обвиняемого (накануне он перенес достаточно сложную операцию), Муратов был приговорен Фрунзенским районным судом Владивостока к двум годам лишения свободы условно.

Следствие, повторюсь, продолжается, и в его ходе всплыл тот факт, что Клим взял взаймы у Муратовых сумму приблизительно в $60.000. Есть и документы, подтверждающие заимствование. На основании этого факта транспортная прокуратура незамедлительно выдвинула против Владимира Клима обвинение по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп), которое и привело к взятию его под стражу. Хочу обратить внимание коллег, оперирующих в своих материалах о Климе термином “взятка”, - такого слова в обвинительных документах нет; употребляется оно исключительно по отношению к госчиновникам. Можно, конечно, говорить о схожести понятий, однако и мозги читателям “запудрить” очень легко...

По той информации, которой располагает “В”, и в обвинении Клима в коммерческом подкупе сходятся далеко не все концы с концами. Во-первых, для задействования этой статьи (а других Климу не предъявляют) необходимо, чтобы одна из сторон получила неоправданные льготы - этого нет, фрахт “Шолохова” ни на цент не отличался от балтийского фрахта однотипной “Руси”. Во-вторых, следует доказать, что противоположная сторона из-за действий подкупленного лица понесла существенный ущерб - официальный документ, представленный следствию финансовой службой ОАО “ДВМП”, свидетельствует, что в последнее время коммерческая ситуация в пассажирской службе стабильно улучшалась. Ну и, в третьих, должен быть сам факт подкупа. Следствие же располагает документами, что деньги были даны именно взаймы и - более того - требовали вернуть их у Клима с процентами. Если это подкуп, то я - испанский летчик.

Тайны следствия

Возможно, однако, что у следствия есть и иные претензии к Климу, которые пока не разглашаются. Да и мы ни в коей мере не хотели бы брать на себя функции суда - только он один может определить, виновен Владимир Клим или нет, а если виновен, то в чем, и какое наказание заслуживает. Но есть вопрос: так ли уж необходимо держать его до суда в тюремной камере? Он что, насильник, бандит, убийца?.. К супругам Муратовым, к примеру, в качестве меры пресечения применена подписка о невыезде. Кстати, такая же мера пресечения избрана и в отношении сына одного из бывших кандидатов в мэры Владивостока, который нечаянно (именно так!) застрелил человека. Адвокаты Клима не раз обращались в соответствующие инстанции с просьбой изменить в его отношении досудебную меру пресечения. Без ответа. С аналогичным ходатайством обратилась на днях и Дальневосточная ассоциация морских капитанов, в которую входят наиболее уважаемые, по меркам нашего региона, люди...

...Допускаю, что секрет столь старательного удержания Клима в камере кроется в одном факте, который, правда, честно признаюсь, почти недоказуем. По словам супруги Владимира Георгиевича и его адвокатов, в ходе допросов Климу не раз давали понять: “Ты нас мало интересуешь. Расскажи что-нибудь о тех, кто выше тебя...” Повторю: факт этот практически недоказуем, но очень похож на правду. ОАО “ДВМП” сегодня - по сути дела единственная, оставшаяся в России, солидная судоходная компания. Это серьезный флот, огромные финансовые потоки, большая налоговая база. Можно ли исключить возможность того, что если не сегодня, то завтра будет предпринята попытка передела этой огромной собственности? А уж тогда любые козыри будут хороши...

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера