Как мамочка Нина Харбин удивила

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Странное особое географическое расположение поселка Врангель, как уже давно подмечено, привлекает сюда всяческого рода чудаков, которые потом своими причудами изумляют весь мир. Наверное, недаром говорят, что здесь довлеет над людьми некое перекрестие космических линий, которые и заставляют довольно ординарных, на первый взгляд, людей совершать внеземные подвиги. Именно здесь обосновались знаменитые братья Конюховы, велоземлепроходец Иван Горохов, отсюда стартуют и многие иностранцы-авантюристы...

Кроме того, именно во Врангеле возникла школа зимнего плавания, воспитанники которой не только бултыхаются зимой среди шуги и льдин ради своего удовольствия, но и являются испытателями, изучающими возможности человека в охлажденной морской среде. Причем они не любят, когда по старой традиции их называют “моржами”. Мы, мол, “Белые медведи”. Так называется клуб. Возглавляет эту школу Людмила Смолякова. Она президент Дальневосточного центра зимнего плавания. После одной из поездок “в чужие воды” корреспондент “В” попросил ее поделиться впечатлениями.

- Команда спортсменов-марафонцев зимнего плавания побывала в китайском городе Харбине на очередном ледовом фестивале, который уже проводится в 15-й раз. Клуб поселка Врангель представляли 5 пловцов от 15 до 78 лет. Самую старшую, Нину Александровну Калинину, мы называем просто мамочка Нина. Самые юные - это Лена Фурсова и Оля Долгополова. Плюс Борис Могилевский из Петропавловска-Камчатского. И, конечно, я тоже не могу обходиться без зимнего плавания.

Для китайцев, знаю, мы представляем большой интерес. Контакты продолжаются уже многие годы. Соревнования наши, собственно, состояли в том, чтобы красиво нырнуть с ледовой “тумбочки” в ледяную воду, проплыть 50-100 метров и затем выйти.

Потом мы еще долго не одеваемся на морозе, потому что китайцы очень любят фотографироваться с необычными людьми. И та небольшая шоу-программа, которую мы пытались изобразить у проруби вместе с китайцами, представляла особый интерес для гостей. Именно в это время в Харбине много приглашенных из других дальних стран. Да и китайские пловцы были привлечены нашим выступлением.

Надо сказать, что китайское сообщество зимнего плавания объединяет более 300 клубов. Они очень заботятся о своем здоровье. Нас в количественном плане, конечно, меньше, но по выдержке и силе плавания в холодной воде мы им не уступаем. Наверное, это потому, что мы упорно тренируемся.

Вспоминаю, как однажды во время приезда большой группы отечественных и иностранных журналистов корреспонденту “В” пришлось присутствовать при любопытной сцене. Местные организаторы, отрабатывая привычные “объекты показа”, завернули караван лимузинов на неприметную дорогу вблизи порта Восточного, где у причала стоял дебаркадер - бывшая плавмастерская. Приготовили, что называется, сюрприз.

Иностранцы недоумевали: зачем русские завезли их в этот забытый богом уголок. Минут через пять они увидели тренировку “белых медведиц”. В этом был замысел наших местных гордецов за державу. И это сработало... Потом в Находке все эти немцы, венгры, японцы и американцы потребовали везти их за фирменной пленкой для цветных фотоаппаратов - оказывается, все запасы отщелкали на наших пловчих, от которых в морозной воде пар шел. Они ж такого не видели. Вот вам и шокирующая Азия.

Для них это была сенсация. А у нас, во Врангеле, в Находке, во Владивостоке, к смоляковским деточкам и бабушкам настолько привыкли, что даже на поездку в Китай денег не дали. Основные расходы в последний раз, как сказала Людмила Петровна, понесла китайская принимающая сторона. Хотя, наверное, они не прогорели - глядя на наших румяных с мороза девочек, зрители мужеско-китайского пола просто “облизывались”. И все платили за вход на площадку к проруби.

- Приезжая на харбинский ледовый фестиваль, мы несем не только флаг нашего клуба, города Находки, но и триколор России. И этот флаг развевался над китайской рекой Сунгари во время наших выступлений.

Интересно отличились наши девочки. Оля Долгополова занимается пением, обладает глубоким, истинно русским голосом. Она победительница некоторых музыкальных конкурсов. И все наши спортивные праздники на зимней Сунгари всегда начинались песнями “Валенки”, “Катюша”. А китайцы всегда просили Оленьку исполнить эти песни на бис. Дело в том, что наш номер состоял в том, что она была в русском сарафане и, закончив пение, сбрасывала его и ныряла в прорубь. Это производило на зрителей громадное впечатление.

Еще одну часть шоу делал камчадал Борис Могилевский. Он выходил в своеобразной юбке, предназначенной как бы для традиционных восточных единоборств. Стоя на обледенелой ныряльной тумбочке перед прорубью, изображал жеманную девочку из китайского театра, а потом прыгал в прорубь, исполняя сальто. Китайцы - народ непосредственный, они просто сходили с ума от восторга.

Получилось так, что ныряли мы в прорубь в 10 утра - в самый большой по тем местам мороз, а затем бегом до гостиницы. Успевали высушить купальники и тапочки, которые мы набрасывали на ноги, потому что ноги примерзают ко льду после купания. Кстати, в отличие от нас китайцы купаются в тапочках и рукавицах.

Но мы все-таки не артисты, а испытатели. Мы работаем с учеными, с врачами по программе выживания, приведения человеческого организма в нормальное состояние после переохлаждения.

Кстати, китайцы в этом смысле стараются наступать нам на пятки. Они пристально за нами следят. Пока, как мне кажется, мы выигрываем. Мороз для нас не так страшен. Зимнее плавание - исконно русский вид закаливания. Именно в Харбине в начале века русскими священниками проводились крещения на Сунгари.

Кстати, перед тем как идти на прорубь, мы сходили в местную русскую православную церковь. Харбинцы очень бережно относятся к той культуре, которая сохранилась от живших здесь русских. И у них есть православный люд...