Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Жизнь

"Извозчик, отвези меня, родной..."

Современный извозчик - джинсовая куртка, вязаная шапочка, 22-местный автобус. Частные маршрутки стали привычны, необходимы, зачастую просто спасительны - ведь муниципальный транспорт у нас имеет обыкновение простаивать. Во Владивостоке, где-нибудь на многолюдной остановке “Адмирала Фокина”, прождав троллейбус сорок минут, вы наконец-то понимаете, что время - деньги... а конкретно - два рубля. Быть может, из всех многочисленных маршрутов вы выберете именно маршрут нашего собеседника. Сергей Полканов, 56-летний частный извозчик.

- Так или иначе с машинами была связана вся моя жизнь. Даже отец мой работал водителем - неудивительно, что уже десяти лет от роду я мог водить машину. Правда, после школы - по дурости - пошел на плотника-столяра. Понял вскоре, что это не мое, и к двадцати годам пересел на “газик”. Двенадцать лет работал на комбинате питания, затем - у железнодорожников, водил “Камаз” и “Урал”. В 83-м пересел на служебный автобус. Потом профессиональные болезни. Сами понимаете - гастрит, язва. Сначала врачи меня обозвали симулянтом, а когда обнаружилась опухоль в надпочечниках, было поздно - дали вторую группу инвалидности, и пришлось уволиться.

Сидеть дома на пенсию в 400 рублей - тяжко. А тут как раз сын (он у меня на стоянке работает) обмолвился: “Нужны водители для маршруток”. Так оно все и получилось.

“Из трактира выбегали извозчики... поили лошадей. Набрасывались на прохожих с предложением услуг, величая каждого, судя по одежде...”

- Частный извоз, считаю, хорошее дело. Каждый сегодня может без пересадок добраться из одного конца города в другой. Хочется, конечно, чтобы этот бизнес у нас был поцивильнее - автобусы были б одинаковые, чистые и красивые. Но это стоит больших денег. Впрочем, не всегда же у нас в стране будет эта канитель с экономикой...

“Вдруг извозчик оборачивается, глядит на меня: “А ты не сбежишь у меня? А то бывает: везешь, везешь, а он в проходные ворота - юрк!”

- Народ всякий бывает. Вот кто-то заплатил два рубля и ворчит: клиент заказывает музыку и дверь за ним должен закрывать водитель. Конечно, я это прекрасно понимаю, как и то, что по слову пассажира надо останавливаться в любом незапрещенном месте, а не только на остановке. Но раньше люди были как-то участливее и мягче. Сломается, бывало, автобус - машина есть машина, - так мимо не проедут, остановятся, спросят, не помочь ли чем. Сейчас не так.

Однако есть изменения и в лучшую сторону. Ныне платят без разговоров и военные, и милиционеры, и порой даже пенсионеры. Можно сказать, негласное правило есть: водитель имеет право одного пассажира провезти бесплатно. Часто случается, что у стариков просто нет денег. Не буду же я их из автобуса за это тащить! Посмотришь на них - слезы на глаза наворачиваются.

“Из переулка поворачивал на такой же, как и наша, косматой лошаденке странный экипаж”.

- Конкуренция? Еще какая! В городе просто очень много автобусов, “частников” на легковушках, соответственно - множество водителей. Все маршруты давно расписаны между собой. Случается, что шофер вдруг решает поработать на чужом маршруте - у него в этот день на линии пусто. “Нарушитель конвенции” рискует оказаться с проколотыми шинами и разбитыми окнами - такие случаи редко, но бывают.

Кстати, самыми выгодными маршрутами во Владивостоке считаются 23-й, 11-й и “двойка”. Не секрет, что частный извоз - как и любое другое прибыльное дело - контролируется криминальными структурами.

“Каждый понедельник трешку плати. Легко разве?(...) Вот проклятущие! Чужих со своим ведром не пущают к фанталу, а за ихние копейку выплачивают сторожу в будке. А он с начальством делится”.

- Раньше как работали? Раз в неделю хозяин автобуса отвозил “крыше” деньги - миллион. Теперь сами приходят. Каждый день берут по 200 рублей, а в субботу - 100. От этого, видимо, не уйти.

“Промелькнули бешеные тройки, и улица приняла обычный вид”.

- Стараешься сильно не гнать машину - все-таки людей везу. А дураков на дороге всегда хватает. Надо же соображать: где “придавить”, а где “отпустить”. Если болен или неважно себя чувствуешь - на трассу лучше не выезжать, а заняться, например, ремонтом. Еще очень важен режим дня. В любом случае перед работой я должен поспать минимум часов 8.

“Новиков-сын на первой сам едет. Это его самолучшая тройка. Кульерская. Я рядом с Новиковым на дворе стою, нагляделся”.

- Сам? Как хозяин? У меня, возможно, масла в голове нет для бизнеса. Надо соображать, где что-то взять, достать, приобрести. Суеты много: лицензия, налоговая (они нас на Фокина обычно проверяют), “крыша” та же. Пусть лучше у хозяина голова болит. А я просто буду за рулем - работа неплохая: и заработать на жизнь можно, и на людей посмотреть.

Я лучше у себя дома буду хозяином. Да, дети, правда, у меня уже взрослые. Дочка живет в Канаде - вышла замуж за переводчика. Внук русский язык почти забыл. Перед этим они в Японии жили, так что, когда наведывались к нам во Владивосток, общались между собой по-японски... Зять хочет нас забрать к себе. Но... Посмотреть бы съездил, а чтобы жить там остаться - не смогу. Родина есть родина, да и года у меня уже не те - изменять. Я - простой человек. И на рыбалку люблю ходить (но только не зимой), и насладиться домашним уютом.

Жене моей, выдам уж, за 50, но все дают 45. Как и многие сейчас, занимается “Гербалайфом”, косметикой. Конечно, денег у людей особо нет, но уж на красоту женщины всегда потратятся.

* * *

По мнению посвященных горожан, времена “дикого рынка” среди автобусных извозчиков вскоре закончатся. Появятся крупные фирмы, которые поставят все дело на цивилизованную основу. Например, делают так: привозят из Кореи автобусы, гоняют их здесь с полгодика, а потом отправляют в Москву, где и продают москвичам. В общем, “Так все извозчики обзаводятся. На той неделе обоз из-за Волги пришел... Сибиряки привезут товар в Москву и половину лошадей распродадут”.

Впрочем, есть и другая точка зрения, как видно, более реальная. Бизнес извозчиков всегда будет “диким” и маленьким. И всегда можно будет договориться.

Совсем недавно к одному из таких маршрутных автобусов подошли мы с друзьями - 20 человек. Решили уговорить кого-нибудь доставить всех нас в пятницу в Находку, а в воскресенье забрать обратно во Владивосток. Шофер крупного автобуса сразу же отказался:

- Мы только до аэропорта с народа 400 рублей берем, а вы тут до Находки за 500 хотите ехать!

Подходим к маршрутке, что стоит за углом. Водитель оказался приветливым: “За 500 так за 500!” Да и “хозяин” был не против, сказав, что чем “убивать” автобус на городских дорогах, лучше уж проехаться с ветерком по классной трассе. К тому же и не заработаешь на выходных особо...

Получилось все здорово и недорого. Прямо как в старые добрые времена:

“ - Дедушка, в Хамовники!

- Кое место?

- В Теплый переулок”.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера