Идешь на работу - сними сарафан

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

После четырех попыток, закончившихся неудачей, поняла - времена изменились, одного профессионализма мало. Необходимо еще суметь с выгодной стороны подать себя потенциальному работодателю. Есть, конечно, сейчас имиджмейкеры, которые научат, как себя вести при собеседовании, как войти, поздороваться, как одеться. Однако их уроки слишком дороги для человека, ищущего работу. Пришлось засесть за специальную литературу. Благо, есть она теперь в большом количестве. Начала, естественно, с Алана Пиза. Его книгой “Язык телодвижений: как читать мысли других по жестам” пользуются, кстати, и профессиональные имиджмейкеры. Теперь, устроившись на высокооплачиваемую и интересную работу, Ира и сама может проконсультировать робких новичков, в недоумении разводящих руками после собеседования: “Что им во мне не понравилось?”

- Прежде всего на так называемое интервью нужно идти спокойно. Не стоит нервничать - жизнь на этом не кончается. И если вам откажут, скажите себе - я им не подошла, значит, и они не подходят мне.

- Успокоить-то себя можно, но если попытки проваливаются одна за другой...

- Знаете, кого молодые женщины чаще всего выбирают в качестве эталона для подражания? Наталью Дарьялову из телепередачи “У всех на устах”. “Американская” улыбка, по их мнению, сразит рекрутера наповал. Только наши девушки пока не умеют естественно и, главное, к месту улыбаться. От этого и выглядят несколько глуповато.

Кроме того, нас никто не учил правильно сидеть. Некоторым кажется, что нога на ногу при короткой юбчонке - свидетельство раскрепощенности. Однако в официальной обстановке это выглядит нелепо, а иногда - просто жалко.

Еще один недостаток - мы не умеем смотреть в глаза собеседнику. Если вы так уж теряетесь и смущаетесь от прямого взгляда, смотрите ему на переносицу - эффект будет почти такой же, как при прямом взгляде.

Но вообще-то для меня оказалось труднее всего разобраться с собственными конечностями. Куда руки-ноги девать? Ведь беседа чаще всего протекает не за столом, а в неформальной обстановке - в креслах, к примеру. Поэтому я несколько дней репетировала перед большим зеркалом. Выбирала наиболее выгодную позу, поворот головы, положение рук. Существует, например, мнение, что скрещенные на груди руки свидетельствуют о скрытности, замкнутости. А кому нужен такой сотрудник?

- Одежда тоже способна злую шутку сыграть.

- И для меня это было проблемой. Согласитесь, мы любим броско, красиво одеваться, ярко краситься. Когда я впервые пришла в головной московский офис в своем привычном наряде, почувствовала себя попугаем. В каждой компании существуют свои правила, свой тон в одежде. Неплохо хотя бы примерно знать стиль той фирмы, куда хочешь устроиться. У нас, например, женщины обязательно должны носить костюм типа шанель. Причем однотонный, пастельных оттенков. Туфли нейтрального цвета и фасона. Украшения допускаются только натуральные, никакой бижутерии. Тонкая золотая цепочка или нитка жемчуга, маленькие серьги. Бриллианты ни в коем случае - это считается дурным тоном.

Но даже не зная правила компании, в которую вы пришли наниматься, нельзя надевать яркий сарафан с открытой спиной. Руки тоже лучше прикрыть. Пусть уж ваш вид больше ассоциируется с монастырем, чем вызовет упрек в вульгарности.

- Таких строгих правил все же трудно придерживаться.

- Иностранные компании, как правило, платят столько и предоставляют такие социальные льготы, что на определенные жертвы идешь не сомневаясь. Я нисколько не жалею, что всю неделю должна носить деловой костюм. Потому что это не шмотка с базара, а 1000-долларовая достойная вещь. Скоро куплю еще один, подороже. И к обязательным летом колготкам уже привыкла - когда туфли стоят полторы тысячи рублей, без колгот они теряют вид. Надо сказать, что дорогая одежда очень дисциплинирует, меняет поведение. Теперь я не могу позволить себе погрызть на улице мороженое или отказаться от посещения тренажерного зала - надо поддерживать форму.

- А мужчины в вашей фирме тоже должны придерживаться определенных правил?

- Конечно. Они уже так привыкли к dress code (кодексу одежды), что даже на Кипр, где всем было предложено провести отпуск, никто не взял джинсы. Днем ходили в шортах, вечером в легких брюках с белой рубашкой. Джинсы как бы выпали из их гардероба. По-моему, они от этого не страдают. А мне даже приятно находиться в обществе таких джентльменов. Наши мужчины никогда не наденут носки светлее брюк или галстук с крупным ярким рисунком. Они выглядят по-настоящему стильно.

- Внешний вид сотрудника - устные пожелания начальства или настоящее требование?

- В солидных фирмах, как правило, официально напечатаны рекомендации. Но под словом “рекомендации” подразумевается жесткое требование, которое лучше не нарушать - на зарплате отразится.