Хрустальный мир Виктора Пелевина

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Пелевина лучше всего начинать читать с рассказа "Хрустальный мир". В основе его лежит анекдот о том, как два юнкера - Попович и Муромцев, нанюхавшись кокаина, охраняют подступы к рассаднику будущей империи зла - Смольному. Дело происходит 24 октября 1917 года. Юнкерам постоянно докучает Ленин, которому необходимо проникнуть в Смольный для того, чтобы возглавить восстание. Под видом праздно шатающегося интеллигента или старушки, спешащей на встречу с "подгушкой", или ветерана Брусиловского прорыва, забинтованного так, что видна только щель рта, Ленин рвется к власти. Добросовестно несущие службу юнкера не пускают его, но... Вмазавшись эфедрином, они теряют бдительность. В результате происходит то, что происходит с нами уже 80 лет.

Ура издательству "Вагриус"! В 1997 году эксклюзивно издав Пелевина, оно предоставило читающей публике возможность познакомиться в полном объеме с одним из наиболее элитарных (элитарных - в смысле затрагивания тем, которые умышленно обходятся или не воспринимаются признанными мэтрами от литературы) писателей. "Вагриусом" издано почти все: сборник повестей и рассказов "Желтая стрела", "Жизнь насекомых" и, наконец, венец творчества - "Чапаев и Пустота" - роман о герое гражданской войны и персонаже народных анекдотов комдиве Василии Ивановиче и его адъютанте поэте-декаденте Петре Пустоте (ударение на предпоследний слог).

Действие последнего разворачивается в сумасшедшем доме или в дивизии Чапаева (это как кому угодно), но по определению самого автора - действие происходит в абсолютной пустоте. Пустота, ничего - символ. Она пронизывает творчество Виктора Олеговича, "революционное сознание" которого не принимает тот мир, в котором он и мы живем. Точнее - не воспринимает. Он может смеяться над духовным уродством нуворишей, иронизировать над совдеповской устремленностью к светлому будущему, но принимать в этом участие... Только поневоле (а лучше - застрелиться).

Литературная критика характеризует творческую манеру Пелевина как постсоветский сюрреализм. Хорошее слово - сюрреализм. Привлекательное. Очень подходит Пелевину, у которого реальность - это зыбкий, литературно-эфемерный фантом со стоящими во главе угла виртуальностью и психоделиками. Компьютерная виртуальность позволяет читателю чувственно-наглядно поместить себя на время в среду, где с помощью внутренней мышки или курсора меняются ракурсы и масштабы, компьютерная графика, изложенная на прекрасном литературном языке, замещается анимационным мультиком. Что касается наркотиков... Оказывается, в сухой конопле живут конопляные клопы, которые начинают разбегаться, если чувствуют предстоящую облаву ментов, и взрываются при курении папиросы (когда в ней раздается полый треск - это не семена взрываются, это клопики гибнут). А вот любимый напиток революционных матросов - "балтийский чай": когда в стакане водки размешивается добрая щепоть кокаина. И еще новые русские, нажравшиеся на пикнике шаманских грибов и заблудившиеся в собственном сознании.

Не влезайте с головой в компьютер, не ешьте грибов, не курите коноплю и не нюхайте кокаин. Почитайте Пелевина. Знакомство с его эфемерно-хрустальным миром, внутри которого пустота, возместит ваши интеллектуальные затраты.