Хабаровский медведь и приморский тигр

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Топчусь по траве и посматриваю на увлекательный аттракцион с символом здешних мест - медвежонком. А трава-то бархатная, зеленая-презеленая! А еще этот город - какой-то низкорослый и “квадратный”. И здесь есть бульвары. Хабаровск. В магазинах рыбы больше, чем во Владивостоке и Находке вместе взятых. Отсутствие противостояния между местным губернатором края и мэром города позволяет и властям, и простым горожанам заниматься благоустройством здешней жизни. Вместо создания “бесплатной газеты “Прихабаровье” ремонтируют площадь Ленина, возводят фонтаны.

И самое главное - здесь в отличие от шумного и куда-то спешащего Владивостока все течет размеренной, неторопливой жизнью. Ноль суеты и спешки. Хоть и “извращенный”, но ярко выраженный капитализм портовой столицы Приморья сильно контрастирует с иллюзией застоя Хабаровска.

Все это удивляет. Наверное, многие читатели интересуются тайнами своеобразия отдельно взятого города. Не знаю, как в Хабаровске, но вот у нас, в частности, на кафедре истории Отечества и мировой культуры ДВГТУ, не так давно проводились исследования городского пространства в семиотическом (знаковом) аспекте.

Так вот, согласно работам Ларисы Гороховской, “русское обжитое пространство - это безбрежное поле, это дом на равнине. Даже осваивая новые земли, человек выбирает для себя привычные, созвучные традициям культуры места поселения”. А ландшафт Владивостока - “вечные качели, всегда вверх-вниз, беспрестанно и каждодневно”.

И тот самый ветер как хаос. “И это проявляется в поведении горожан: хаос всегда сродни антиповедению, маргинальности. Особенно наглядно ситуация “непорядка” манифестируется на автомобильных дорогах: потоком машин явно демонстрируется непризнание дорожных норм и знаков. Плюс - традиционно сложившаяся ментальность моряка...”

Так вот, если предположим, что мы возьмем в качестве критерия не свой субъективный взгляд, а некий культурный опыт, то можно прийти к тому, что Хабаровск - это тот самый чисто русский равнинный город с “храмами власти” на холмах. Со спокойным движением на дорогах. С симпатичными светофорами и отсутствием того, что Ильф и Петров называли притеснением пешеходов.

Подходим к остановке, сделанной из металлопластика, и пытаемся поймать машину.

От культуры к культуре. Быта

Ну вот - тут же тормозит легковушка. Здесь в отличие от Санкт-Петербурга не было принудительного лицензирования частного извоза. Но некая альтернатива “мертвому” такси в городе динамично развивающегося мелкого бизнеса появилась. Чистые и ухоженные иномарки с номерами телефонов на дверцах. Правда, удовольствие проехаться на таком такси стоит в среднем 50 рублей, но зато вызвать машину можно в любое время суток.

Отдаем водителю деньги, высаживаемся на улице... Владивостокской. Особо не примечательной, напичканной “хрущевками”, как на нашей Трудовой. Но не в этом дело. Попадаются дома, где в наше, отнюдь не коммунное время на стене висит свежая табличка “Дом высокой культуры быта”. И действительно - опрятный дворик, доска объявлений с информацией, необходимой для жителей дома.

Идем дальше. Вот и историческое здание на улице Ким Ю Чена, 15. В нем ныне располагаются международный дом прессы и представительство газеты “Известия”. Журналист Борис Резник, не скрывающий своей благосклонности к хабаровскому губернатору Виктору Ишаеву, говорит, что где не должно быть кризисов, так это в Приморском крае. Даже в проблемном Комсомольске-на-Амуре, по словам тамошних “независимых” журналистов, мэр выворачивается наизнанку, но деньги на зимний отопительный сезон всегда находит. А уж в Хабаровске, питающемся привозным углем, нет проблем с теплом и светом.

Из редакции - на тротуар, где полным-полно... стройных леди.

Семейная контрацепция

Пусть мне говорят, что самые красивые девушки России проживают в Иваново, Самаре, Волгограде или Партизанске, но теперь-то я точно знаю, что лучшие невесты - хабаровчанки.

Вообще в Хабаровском крае сегодня тема межполовых отношений на виду. Как защититься от венерических заболеваний? Как создать крепкую семью? Да и просто - как познакомиться?

В Комсомольске в шутку спрашиваем у горожан, где находится местный секс-шоп. Зрелые уже люди, нисколько не смущаясь, объясняют, как туда добраться...

Или вот - пригород Хабаровска Воронеж II. Кладовая баз отдыха, дач и “новорусских” коттеджей. Вместо привычной загородной грунтовки под ногами асфальт. В общем, даже в атмосфере изоляции от цивилизации на каждом столбе объявления “Райский уголок”: приглашаются сотрудницы”.

...Ее зовут Энн Карпал. На вид ей за 40. Короткая стрижка американской деловой женщины. На своей родине Энн возглавляет Международный институт женского здоровья. Ее собеседник - здоровяк Стерлинг Фрэнклин - значительная фигура и в общественной жизни. Все-таки попечитель фонда имени Мориса Смита. Того самого, что занимается выдачей денег на интересные проекты, так или иначе затрагивающие здоровье семьи. “Ему небезразлична судьба ни одной женщины мира”, - Энн кидает нарочитые комплименты в адрес Фрэнклина. Конечно, она рассчитывает, что этот мужчина поможет ей реализовать хабаровские благотворительные проекты.

Г-н Фрэнклин считает наиболее реальным вложением средств в анонимный телефон доверия с запрограммированными ответами. Статистика свидетельствует: в крае за последний год на 2 процента снизилось число абортов. Но с венерическими болезнями ситуация, как и по всей стране, тяжелая.

В это же время, словно почувствовав проблему, хабаровская краевая дума рассматривает вопрос о разрешении брака для хабаровчан, начиная с 16-летнего возраста. На дыбы встали педагоги, считающие, что раннее взросление хабаровских подростков - обман зрения. Готова ли молодежь к раннему браку психологически?

Центр планирования семьи располагается в том же здании, что и комитет по делам молодежи администрации Хабаровского края.

Молодежь у них в почете

Даже чиновники - люди, как правило, осведомленные, искренне удивляются, когда им рассказываешь о приморском опыте поощрения “золотых” и “серебряных” медалистов. Но кажется, что функционерам от хабаровской молодежной политики не стоит волноваться: медалисты и КВНы - единственное, чем может похвастать Приморье. В Хабаровском крае нет дискотек имени мэра города, и главный упор властями сделан не на развлекаловку, а на социальные программы. Причем комитет по делам молодежи не потерял своего самостоятельного статуса - живой и невредимый, он работает на благо молодежи. Помогают и певцам, и студентам, и лучшим “юным управленцам”.

Активно здесь занимаются и исследованиями психологии современного молодого человека с его словом “как бы”, пятнистой одеждой, отражающей мировоззрение, и вечным конфликтом с отцами. Педагог Молодежного социального центра Мария Вострикова нашла и еще одну глобальную проблему нынешних подростков - увлечение компьютерными играми. “Ребенок должен учиться в общении со сверстниками, а с компьютером он учится только выигрывать для себя и становится ярко выраженным индивидуалистом...”.

Кислородная подушка для Амурска

В краевом центре еще видна какая-то перспектива развития, а вот севернее, в городе Амурске, - полный упадок. Это место застраивали 40 лет назад на волне индустриального бума в Советском Союзе. Это сегодня отдельные правители-экономисты делятся мыслями о “вахтовом методе” освоения Дальнего Востока. А кто тогда думал, что химическая и целлюлозно-бумажная промышленность Амурска вскоре зачахнет?

То тут, то там пятиэтажки, одна половина которых заселена, а вторая пустует. Такая же участь постигла и заводские общежития, с которых открывается вид на местную “потемкинскую лестницу” да на торгующего неплохой для 40-тысячного города газетой “Амурская заря” подростка.

Мало того, что здесь людям просто есть нечего, так еще и природа вытворяет злые проказы. Ужасные пожары в тайге. Солнечный край этим летом напоминал туманное Приморье с его шестью ясными днями за целое лето. Копоть здесь делала погоду.

На 70-е сутки вдыхания дыма амурчан по телевизору подробно консультируют, как обезопасить себя от отравления угарным газом. Минимум 2 раза в день делать влажную уборку помещений, плотно закрывать окна и завешивать их мокрыми простынями. Без надобности не выходить на улицу. Желательно купить (на какие деньги?) кислородную подушку. Рекомендуется питаться арбузами и молоком.

Рассказывают, что местные жители от безысходности хотели в обговоренный срок выливать на улицу воду, дабы наколдовать ливень. Но только на 71-е сутки властями было принято решение поднять авиацию и распылить по облакам реагент для образования дождя. Шум самолетов через какие-то 3 часа сменился грохотом ливня!

Городок хоть и грязноватый, но симпатичный. Своими людьми. А арбузы, кстати, в Амурске продают невкусные.

Еще севернее находится знаменитый Комсомольск-на-Амуре. С одной стороны - уникальный слиток интеллигенции. Что не мешает развиваться коррупции: недавно здесь было возбуждено уголовное дело в отношении преподавателей-взяточников. С другого края - знаменитая комсомольская мафия, как здесь считают, контролирующая все в этом городе - вплоть до сети зоомагазинов и детских садов. Что не мешает поддерживать относительный порядок. Вот такие парадоксы.

В Комсомольске пахнет рыбой

Мафия мафией, а чуть ли не на каждом углу наряд милиции. Дело порой доходит до абсурда - на дискотеках молодежи запрещается пить пиво. Офис это иль небольшой магазин - на каждой витрине и стене приклеена листовка с предупреждением “Помещение находится под охраной вневедомственного отдела УВД”. Помогает ли это в борьбе с мошенничеством?

Большинство автомобилей на дорогах Комсомольска - русского производства, но и здесь, и в Хабаровске, и даже как в далеком якутском городе Нерюнгри есть часть людей, промышляющая “иномарочным” бизнесом. Автомобили, разумеется, привозят из Приморья.

Это один из “самопальных” способов решить проблему заработка. Что поделать, в городе осталось на плаву чуть ли не единственное предприятие-кормилец - Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, выпускающее самолеты марки “Су”. За последние несколько лет население сократилось с 350 до 280 тысяч человек.

В Комсомольске пахнет рыбкой. В коричневом и мутном Амуре наступило время нереста кеты. А на теплоходе “Василий Поярков” нас кормят морской навагой и речной “морской свиньей”...

У Приморья и Хабаровского края много общих проблем: низкий уровень жизни, пикирующий рубль, очереди в последние дни, грязные водоемы и неопределенные виды на будущее. И все же приморскому тигру есть что взять на заметку у хабаровского медведя. Допустим, чистые газоны и наличие света.