Голодовка в день рождения

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Как будто вспомнив об исконном предназначении Дня международной солидарности трудящихся, горняки двух шахт многострадального Партизанска - “Центральной” и “Нагорной” посвятили Первомай борьбе за свои права. Здесь проходила голодовка шахтеров, к которой присоединились и женщины.

Напомним предысторию. Накануне 48 партизанцев заняли кабинет директора шахты “Центральная”, постелили на пол матрацы и объявили, что никуда не уйдут отсюда и не будут принимать пищу, пока им полностью не выплатят долги предприятия по заработной плате за 9 месяцев. Голодовка эта продолжалась 7 дней. Трое протестующих в опасном для здоровья состоянии были отправлены в больницу. В конце концов залегшие в кабинете директора шахтеры свое получили.

Но нагретое телами голодающих место заняли еще 50 их коллег, которые предъявили администрации шахты аналогичные требования. Голодовка-2 началась 28 апреля сразу после митинга, на котором было заявлено о решимости идти до конца, которого победным в любом случае не назовешь.

Соседний кабинет, в котором раньше размещался главный инженер предприятия, заняли 6 женщин, которые решили поддержать голодовкой своих мужей и коллег.

Жена проходчика Валентина Третьякова работает в жилищно-коммунальном хозяйстве Партизанска. Там тоже трудная обстановка. Поэтому с пониманием отнеслись к просьбе предоставить отпуск... для голодовки. Им ведь тоже не платят.

- Город агонизирует, - говорит она. - Довели людей до такого унижения, что дальше некуда. Нам кажется, что властям плевать на наши проблемы. У нас дома дети плачут, а мы не знаем, что класть в кастрюли, чем их накормить. Мы, нормальные работящие люди, почувствовали, что такое нищета.

Кстати, во время голодовки “женотдел” встретил день рождения машиниста подъема Галины Яковлевой - отмечали минералкой “Монастырской”. Кстати, насчет минералки. Мы видели, что сюда, на шахту, идут мальчишки и девчонки - дети голодающих и приносят им это самое, безалкогольное, конечно, питье. Они чрезвычайно переживают за своих родителей, но, похоже, не совсем понимают, что битва ведется в первую очередь за них, за их здоровье, за их будущее.

Корреспонденты “В” 1 мая были, пожалуй, единственными представителями “внешнего мира”, которые побывали у голодающих. Они требовали, чтобы на шахту приехал глава администрации Партизанска Виктор Бандюков. Но как раз в это время он выступал на главной площади города, где под скудными красными полотнами собрались десятка три ветеранов. Горняки не скрывали, что собираются сделать его своеобразным заложником, каковым уже стал директор шахты “Центральная”. Но сами голодающие не смогли явиться на площадь - слишком ослабли.

- Здесь собрались те, кому уже нечего терять, те, кто загнан в угол, - сказал корреспонденту “В” забойщик Виктор Рашидов. - Все авансы, нам выплаченные, уходят на оплату прежних долгов соседям и друзьям. Дома холодильники всегда пустые. Весь год питались картошкой да капустой. За зиму съели даже семенной картофель, придется теперь покупать. У меня двое детей, так им обувь на лето купить не на что. Но деньги же для нас есть, мы знаем - выделили из края. Но даже с этих денег снимают подоходный налог, неужели нельзя повременить. Впрочем, в отношении выделенных для оплаты труда шахтеров денег много разночтений, которые и порождают самые различные слухи.

Распознав в нас представителей прессы, одна отчаявшаяся устроила истерику и откровенно угрожала директору шахты: его жену и сына похитят и увезут в неизвестном направлении, а самому ему выжгут глаза кислотой. Директор не мог отступить под женским напором - отступать некуда. Что делать: дать сейчас деньги полностью одним или всем понемногу? В первом случае - голодовка-3. Во втором - всеобщее недовольство. И - продолжение голодовки.

На наших глазах специалисты “Скорой помощи” уговаривали шахтера, который находился в предынфарктном состоянии, отправиться в больницу. К ним присоединились его коллеги и мы, журналисты. Горняк отказывался, хотя на глазах терял сознание:

- Я останусь со всеми, будь что будет. Откачают в больнице - и снова без денег...

И еще одна старая песня о главном. Шахтеры рассказывали, что примазавшиеся к чужой беде дельцы греют руки даже на товарах для магазина, который дает продукты в долг. Бутылка растительного масла здесь стоит 19.50, мука - 4 рубля за килограмм. Консервы привозят с просроченной датой реализации.

Как уж тут не погрешить на орсовское начальство, которое заключает договоры с такими поставщиками по таким ценам. Хотя торговая “интрига” наверняка круче. Были бы у шахтеров деньги - на рынке все покупали бы подешевле. Усиливается социальная напряженность, рождаются слухи, слышатся призывы к тому, чтобы разгромить пресловутую Долину нищих - место, где нынешние нувориши Партизанска выстроили роскошные коттеджи.

Считается, что ситуация была запрограммирована. После отделения шахтоуправления от “Приморскугля” за бывшим головным предприятием, по словам партизанских профсоюзных деятелей, остались долги, возмещения которых ждать почти не приходится. И помощи голодающим, похоже, ждать неоткуда.

Тому свидетельство еще одна картинка. Мы побывали у голодающих на шахте “Нагорная”. О них широкая общественность не знает. 12 человек, из них две женщины, сидят впроголодь в пустующем здании управления. Конечно дико, если из акции протеста устроили бы шоу. Но еще более чудовищно, если в полной тишине голодом будут губить свое здоровье 12 человек, вознамерившись таким образом протестовать против невыплаты своих кровных. И здесь вместе с председателем местного профсоюза угольщиков Василием Петриченко мы были первыми посетителями - никто не обращает на них внимания. Впрочем, нет. К ним приходит представитель ФСБ, по службе и по-настоящему сочувствующий. И душа у него болит - как бы ничего с собой не сделали.

Кстати, на “Нагорной” нет городского телефона. Случись что с голодающими - скорой помощи ждать будет неоткуда.

На “Нагорной” все тот же рефрен: будем идти до конца, пока не выделят деньги за 9 месяцев. У всех дети, их нечем кормить. Таков был первомайский лозунг. Мать трехлетнего ребенка, работающая в прачечной (она примкнула к голодовке), говорила, что с приходом весны питается крапивной похлебкой с картошкой, благо, маленького кормят в детском саду - опять же в долг.

Кроме того, неизвестно, будет ли работа для горняков в дальнейшем. Разработки закрываются. Шахтеров, об этом говорили многие, уговаривают написать заявление об уходе, подразумевая, что в силу своей правовой неграмотности они после останутся без законной компенсации за сокращение, короче, не при деле. А работу потом будут получать сызнова по конкурсу нанимателей - новых хозяев.

Вероятно, что для погашения социальной напряженности на шахтах Партизанска будут выделяться средства, которые позволят несколько снизить накал. Но общая ситуация вряд ли изменится. Городской музей может предоставить свидетельства участия сучанских шахтеров в партизанском движении 20-х годов - именно они были тогда ударной силой. Не дождаться ли нам новой “партизанщины”?

P.S. Вчера стало известно, что зачинщикам голодовки девятимесячная задолженность погашена. Остальным шахтерам “Центральной”, а также присоединившимся к ним горнякам “Нагорной” зарплату выдали только за 5 месяцев. Как сообщили “В” в теркоме угольщиков, вчера на шахте “Центральная” начали голодовку еще 4 шахтера. Трагизм ситуации в том, что на место проведения акции они привели с собой детишек.