Гигантоманией не страдал, прожектами не увлекался

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Торжества, посвященные 60-летию образования края, уже стали достоянием истории, но неизменным остается интерес к прошлому Приморья. И прежде всего к людям, чьим трудом “в муках и сомнениях” шло становление нашей малой родины.

Дмитрий Иванович Карабанов - личность в известном смысле историческая. С 1977 до 1986 года он являлся председателем Приморского крайисполкома. Если обратиться к энциклопедическому словарю “Приморский край”, то выяснится, что на этом посту пробыл дольше всех - как предшественников, так и пришедших ему на смену. Сейчас живет в Москве, давно перешагнул пенсионный рубеж, но по-прежнему трудится, является 1-м заместителем председателя Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Недавно Дмитрий Иванович побывал в Приморье: посетил родные места, коллективы, в которых трудился.

- Двойной вопрос: как проходило становление советского руководителя регионального уровня и что из вашего опыта могло бы пригодиться нынешним властям?

- В прежние времена, что бы о них сегодня ни говорили, на высоком посту случайный человек просто не мог оказаться. И мой пример, не сочтите за нескромность, тому подтверждение.

Вырос в крестьянской семье, учился в высшем мореходном училище, работал инженером, начальником КБ и техотдела пароходства, даже в операх КГБ побывал. В 1962 году мне предложили возглавить Находкинский судоремонтный завод. За 10 лет работы не было случая, чтобы предприятие не справилось с производственной программой. В 1971 году стал начальником управления материально-технического снабжения (УМТС) Дальневосточного района Госснаба СССР. К лету 1977 года, когда меня пригласили на сессию краевого совета народных депутатов (прежде, разумеется, было собеседование в крайкоме КПСС и “добро” первого секретаря - В. Ломакина), я уже достаточно четко представлял, какой воз придется тянуть.

- Каждый новый руководитель, а тем более такого ранга, стремится сразу же себя заявить. С чего начали вы?

- Знаете, с детства я приучен к основательности, взвешенности. Может, поэтому настороженно относился к модным в те годы масштабным веяниям, прожектам вроде поворота северных рек или всеобщей мелиорации. Моя задача, считал я, куда проще, даже бы сказал, рутинна: каждодневно по кирпичику обустраивать Приморье.

Кстати, именно с кирпича и начал. Если помните, было тогда в моде крупнопанельное домостроение. Как мы радовались: на глазах росли кварталы, микрорайоны! Все это, конечно, хорошо. А что прикажете делать в сельской местности, небольших поселках, райцентрах? Ту же печку выложить, дачный домик соорудить... Наконец, дом из кирпича - это вам не блочный, века простоит. По моему настоянию вопрос несколько раз поднимался на сессиях - и восстановили-таки производство, как показала жизнь, вовсе не отжившего свой век строительного материала. На фоне гигантских свершений вроде строек века, может, и не впечатляет. Но посмотрите, как красиво вписались в городской пейзаж многочисленные кирпичные застройки, большинство из них начиналось тогда, в конце 70-х.

А что происходило в сельском хозяйстве? И то у нас не растет, и это. Даже теорию изобрели, что приморская картошка - культура в наших краях неперспективная. Действительно, в те годы ее не хватало, даже из Сибири завозили. А ларчик-то просто открывался: с хранением из рук вон плохо. И я добился, чтобы в больших городах строились крупные овощехранилища.

Или взять мучную канитель. Докладывает однажды руководитель управления хлебопродуктов: муки осталось на двое суток.

“Ну так возьмите из госрезервов, - говорю ему, - потом подойдет, восполним”.

“Так это, Дмитрий Иванович, вместе с госрезервами”, - говорят мне.

Оказалось, край обеспечивался мукой процентов на 30, не более. При этом миллионы тонн пшеницы из-за границы везли через край на запад, а потом оттуда шла мука. Вскоре крайисполком принял решение о строительстве двух хлебокомбинатов - в Спасске и Лесозаводске.

И так по любой позиции. То ли это были корма для животноводства (надои, между прочим, в те годы увеличились в среднем по краю на 700 килограммов), то ли дорожное строительство, то ли обеспечение санаториев и курортов современной лечебной аппаратурой. Поверьте, никогда не гнался за показухой, решения принимал, исходя из конкретных условий. И поэтому не представляю на моем месте человека, пришедшего со стороны и тем более не имеющего жизненного и руководящего опыта.

- Так случилось, что ваш приезд в Приморье совпал с очередным витком водных страстей. Вам ведь тоже пришлось решать задачу, как обеспечить Владивосток водой. Прошло 20 лет, а проблема все еще не снята с повестки дня.

- Я пришел летом 77-го, а осенью разразился водный кризис. Бюро крайкома, совещания, разборки... По большому счету я был ни при чем, всего лишь 4 месяца в новой должности. Но, как коренной приморец и, простите за высокопарность, патриот края, не мог не сознавать, что эти катаклизмы (ровно 10 лет назад, в 67-м, было еще похлеще) далеко не случайны. Тщательно разобравшись, пришел к простому выводу: беда не в том, что средств не было - они всегда выделялись, а в том, что не осваивались. Считалось, займемся после, сейчас есть дела поважнее. Не замечали, что город растет как на дрожжах. Вникнув в ситуацию, понял: водной проблемой нужно заниматься не от случая к случаю, в годы кризисов, а постоянно - изо дня в день. Жаль, впоследствии новые руководители - и Луценко, и Кузнецов - что-то упустили. А нынешняя кампания чем-то напоминает аврал 20-летней давности. Так же, как и тогда, спохватились, когда ситуация стала угрожающей. Могу лишь одно посоветовать: не повторяйте наших ошибок, занимайтесь каждодневно модернизацией Артемовского гидроузла, ремонтом очистных сооружений, подключением других источников...

- Дмитрий Иванович, вы не были в крае 12 лет. Ваши впечатления?

- Приморье живет теми же проблемами, что и вся страна. А то, что жизнь стала хуже, виноваты не люди, не руководители края, а порожденная горбачевской перестройкой система дикого капитализма, бандитская приватизация, приведшая к разбалансированию народного хозяйства. Всего этого у вас в избытке, а может быть, и побольше, чем в любом другом регионе. Но попомните мои слова, эта система изменится. Не может не измениться. Нельзя так испытывать народ. Меня порадовал оптимизм земляков-приморцев. Я побывал во многих местах: на Хасане, в Находке, у моряков пароходства, у селян. Тяжело людям. Жалуются, ропщут. И в то же время, за редким исключением, присутствия духа не теряют, мол, переживем и это лихолетье.

Кроме всего прочего в Приморье я приехал и по долгу службы. Знакомился с тем, как решаются в крае вопросы социальной защиты населения. Посетил реабилитационный центр инвалидов, рядом с ним замечательный центр реабилитации одиноких детей. Отрадное впечатление оставил и дом-интернат на станции Седанка. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность его директору Юрию Синькевичу, а также директору реабилитационного центра Татьяне Гольцовой, самоотверженность и доброта которых поистине безграничны. У меня слезы навернулись на глаза, когда увидел обустроенных, обихоженных детей и стариков.

- И традиционный вопрос. Как вам, одному из бывших руководителей Приморья, а ныне столичному чиновнику, видится решение сегодняшних проблем, так сказать, в глобальном масштабе?

- Мы так далеко зашли в реформах, что одной какой-нибудь пожарной акцией ситуацию не поправишь, требуется целая система кардинальных мер. Но прежде всего нужно безотлагательно повысить роль государственных рычагов управления. Конкретнее - как можно быстрее обеспечить госмонополию на ряд товаров. В частности, на алкоголь, лекарства, табачные изделия, чай. За счет этого должны возрасти поступления в бюджет. А это, в свою очередь, позволит успешно решать вопросы зарплаты и пенсий, соответственно и их индексации.

И еще. Я достаточно хорошо знаю настроения ветеранов во многих уголках России и хочу сказать, что на следующих президентских выборах ветераны, а их у нас десятки миллионов, отдадут свои голоса за тех кандидатов, в программах которых будут предусмотрены реальные меры по защите старшего поколения.