Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Жизнь

Гаражи у порохового погреба

На территории порохового погреба № 4 - одного из объектов Владивостокской крепости на Эгершельде, недалеко от кинотеатра “Вымпел” начаты работы по строительству... гаражей. Срыта защитная обваловка - часть сопки, завезены бетонные блоки, поставлен кран.

Как выяснилось, этот земельный участок площадью чуть больше полгектара еще в апреле 1996 года был передан мэрией гаражно-строительному кооперативу в аренду сроком на 5 лет для строительства 6 капитальных гаражных боксов. В техническом отчете “городской архитектуры” в графе “объекты исторического и культурного наследия” черным по белому записано, что таковых здесь нет.

Историческая справка “В”. В 1895 году военный инженер полковник Кондратий Степанович Чернокнижников разработал план усиления Владивостокской крепости. Казематированное хранилище вместимостью 4200 пудов пироксилина было построено в 1898 году, 100 лет назад, для того, чтобы снабжать артиллерийским боезапасом батареи крепости: Токаревские (верхнюю и нижнюю), Куперовскую, Иннокентьевскую, Саперную, Тигровую и Безымянную.

Проект разработал и осуществил военный инженер капитан Якубовский.

60-метровое тоннельное хранилище, рассчитанное на 8 тысяч пудов пироксилина, расположенное рядом, строилось в 1907 году, после окончания русско-японской войны, на чрезвычайный правительственный кредит.

С 1991 года эти объекты были внесены в охранный список памятников истории и культуры местного значения, с 1995-го - федерального.

Учитывая особый вес и значимость Владивостокской крепости, уникального фортификационного сооружения, аналогов которому в мире нет, ее объекты находятся под покровительством Москвы и имеют ценность уже российского масштаба. Но, похоже, во Владивостоке это мало кого волнует. В том числе и Владимира Кучина, автора проекта гаражной застройки на территории исторического памятника, архитектора Фрунзенского района краевого центра.

Крутобокий бетонный пороховой погреб отделяет от строительной площадки ветхий металлический “заборчик” с покосившимися воротами. Шагнув внутрь, за железные мощные двери, попадаешь в огромную полукруглую камеру, где свободно могут разместиться 2 железнодорожных вагона. По соседству еще одна, точно такая же - близняшка. Сейчас здесь сухо и чисто. С нынешней весны в хранилище ведет ремонтные работы морской образовательный центр, который намерен разместить здесь учебные классы. Он же взялся осушать тоннель, который уходит в глубину сопки почти на 60 метров. Всего на восстановительные работы здесь затрачено уже около 200 тысяч рублей.

Пороховой погреб 3 последние года, после того как его оставили военные, погибал на глазах. Бетон стал “сочиться” - немудрено, почти 100 лет здесь не было ремонта. Хотя среди хозяев хранилища числились и состоятельные клиенты, например, трест ресторанов и кафе, который хранил здесь продовольственные запасы около 20 лет, почти до начала Великой Отечественной войны.

Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края не возражает против сегодняшних “жильцов”, учитывая их стремление вернуть памятник фортификационного зодчества к жизни. При этом было оговорено следующее условие: пороховой погреб и тоннель должны быть доступны для туристов.

Правда, теперь на фоне изувеченной сопки этот экскурсионный объект - как после бомбежки.

- Это отнюдь не первый случай, когда на крепостные сооружения покушаются все кому вздумается, - возмущается Анна Мялк, директор научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края. - При расширении “Зеленого угла”, к примеру, был разрушен саперный редут.

Что касается порохового погреба, мы своей властью сейчас останавливаем работы. Пока идет разбирательство - выясняется, что этот участок перекупили и теперь здесь помимо гаражей намерены строить еще детский центр. Но в любом случае наш центр намерен действовать решительно и требовать полного восстановления рельефа, а также переноса стройки на новый участок, в других границах.

Хочется верить в настойчивость и всемогущество охранной службы, но на память приходят сплошь грустные факты: коттеджи на заповедной сопке Алексеевской, обезображенный ими же лик сопки Тигровой и еще немало загубленных исторических уголков Владивостока. Тяжело остановить пущенный в ход бульдозер. Невольно напрашивается вопрос: когда по счетам будут платить прямые виновники творящегося беззакония? Ведь у каждого документа есть фамилия, а у фамилии - должность.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера