Формула жизни артиста, друга и поэта

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

“За Родину - до дна!!!” - так назвал свой первый в жизни сборник стихов Николай Макушенко. Ему 49 лет. Он удачливый бизнесмен, счастливый муж и отец. Импозантный смокинговый мужчина, наконец. Но это только штрихи к портрету. Истинные черты Макушенко можно рассмотреть, встретившись с его друзьями. Или “прошлындав” с ним и лайкой Чарой до самой темноты по таежным охотничьим тропам, спев под гитару у костра. А еще достаточно услышать, как он читает стихи...

- Николай, откуда такое гусарское название у вашей книжки?

- У меня есть одноименное стихотворение. Я написал его в самолете, когда возвращался из Сиэтла домой. К слову, впервые оно было опубликовано в Америке, в русскоязычной газете.

Я был в Америке, хотел ее понять.

Нет в жизни счастья, да и это мука.

Хочу, друзья, вам искренне сказать -

Ужасно тяжела мне с Родиной разлука.

Я выпью водки раз пяток по триста

И закажу соленый с чесноком банан,

Спляшу вприсядку вашего же твиста,

Но мать-Россию в жизни не продам!

Отношение к родине, к земле, где родился и вырос, у меня сродни чувству к матери. Не посчитайте это высокопарным трепом. Когда сердце заноет, затоскует, я сажусь в машину и мчусь к своей старенькой маме Марии Дмитриевне в дальнюю деревеньку. Сколько она, родная, вынесла: фашистские застенки, раннюю смерть отца - его прикончили фронтовые раны, нужду. Скажите, разве можно поменять мать? Нельзя. И Родину тоже. Я перед этими двумя женщинами или стою навытяжку, или преклоняю колени. Не знаю, есть ли в этом что-то гусарское...

- Как пришли первые стихи, ведь вы начали писать не так давно?

- Это случилось неожиданно прежде всего для меня самого.

Они обрушились как гром среди ясного неба сразу после рождения сына, которого я назвал в честь отца-казака Петром. Ему уже исполнилось 5 лет. Я словно заново родился. Мне хочется криком кричать, когда пишу о том, что происходит с моей страной. Находить самые нежные и не затертые до дыр слова, когда признаюсь в любви матери, сыну, жене. Стремлюсь до сути докопаться, размышляя, зачем пришли мы в этот мир. Уж точно не для того, чтобы только набивать суму да размениваться на секс-шопы и крутые заграничные отели.

Что будет после, я не знаю.

Когда меня уж отпоют,

Душа взлетит, быть может, к раю,

В аду ее, быть может, ждут?

Друзья и природа, которую боготворю с детства, - отдельная строка в моем творчестве. Не случайно я взял псевдоним Кленов - это дерево моей судьбы.

- Кстати, о друзьях, почему они вас называют артистом?

- Все очень просто. В свое время я не только успел поработать сварщиком на заводе, но еще окончил Уссурийское культпросветучилище и актерское отделение Дальневосточного института искусств. Играл в театрах Магнитогорска, Красноярска, Владивостока. Снялся в главных ролях в 2 художественных фильмах киностудии им. М. Горького у сценариста и режиссера Геннадия Воронина: “Два берега”, “Мария Магдалина”. К слову, последняя лента создавалась здесь, во Владивостоке.

- И что, в связи с бизнесом и новым поэтическим “амплуа” с кино покончено навсегда?

- Не хотелось бы. У меня есть самая заветная мечта - сыграть Степана Разина по киносценарию Василия Шукшина. Исполнится она, родится еще одна книжка стихов и дочь - да, этой весной она должна появиться на свет, и можно считать, жизнь прожита не зря.

Скажу еще вам так, друзья,

Была бы жизнь скучна, нелепа,

Представьте, не было б меня,

Артиста, друга и поэта!

Презентация сборника Н. Макушенко “За Родину - до дна!!!” состоялась в ресторане “Есаул”. Новоявленный поэт пил только минералку, зато стихи читал взапой. Книжка с багряным кленом на обложке вышла ограниченным тиражом - для друзей. И все же несколько десятков ее экземпляров попали в Дом книги, на ул. Светланскую, 43. Ее стоит прочитать уже хотя бы потому, что она написана сердцем. Сердцем неравнодушного человека.