Форест Гамп из Усть-Каменогорска

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Маршрут “Усть-Каменогорск - Барнаул - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Благовещенск - Хабаровск - Владивосток” (21.12.97 - 21.05.98) Он пришел своим ходом из Казахстана в Приморье и сразу же появился в нашей редакции. Почему путешественник-одиночка Виктор Соколенко обратился именно к нам, объяснялось просто: он спрашивал у прохожих, как найти редакцию, и те с неизменным упорством давали ему координаты “Владивостока”.

Его затея пешего перехода из Усть-Каменогорска (Восточный Казахстан) до города нашенского чем-то напомнила мне сказочный голливудский персонаж - Фореста Гампа из одноименной кинокартины. Тот, как известно, несколько раз пробежал всю Америку от восточного до западного побережья. А начал с того, что решил побегать по полю рядом с местом, где жил. Пробежал поле, увидел холм и подумал: “А что за этим холмом?”. За холмом оказалось много чего...

***

В.С. Утро 21 декабря выдалось солнечное и тихое. Падал крупный редкий снег. Это был самый короткий день в году - день зимнего солнцестояния. Я вышел из своего дома в Усть-Каменогорске, молча постоял у монумента Победы и через город двинулся пешком на север - в Новосибирск.

За день прошел 30 километров и уже в темноте набрел на поселок Глубокое Восточно-Казахстанской области. Надо было думать о ночлеге. В конце поселка встретил двух женщин, заговорил с ними.

- Водку пьешь? - был первый вопрос.

- Нет, только чай.

- Ну ладно, заходи, - разрешила хозяйка.

Она недавно похоронила мать и уже неделю заливала горе водкой. На пару с подругой. Ночью мне пришлось послушать и посмотреть пьяные выступления подружек, а рано утром, хлебнув чаю, я поспешил дальше. Погода радовала...

***

После двух дней ходьбы, с перерывом на ночлег и обогрев во встречных населенных пунктах, ноги с непривычки устали. Вечером вышел на огни - к поселку Первомайское. Захожу на проходную автобазы. Сторожиха, её дочка лет шести и собака сначала отнеслись ко мне настороженно, потом поделились ужином, разговорились. Дочка у сторожихи скоро в школу пойдет.

- Зря, - сказала женщина, - в школах много часов уделяют казахскому языку, а русский учат лишь час в неделю. Конечно, казахский знать надо, но почему бы не сделать два государственных языка...

Кто из нас нормальней?

Путешественников много, но не всякий, даже очень опытный решится отправиться в дорогу зимой. Через Сибирь. Соколенко в этом смысле редкий человек, уникальный. Когда кому-нибудь рассказываешь о нем, большинство пожимают плечами и ограничиваются самой краткой однословной характеристикой “ненормальный”. Хотя любое понятие нормы очень размыто, и если бы весь мир состоял только из нормальных людей, то он давно бы погиб. Не от рук извращенцев и психопатов, а от избытка серости.

***

В. С. Переход от Шемонаихи был долгий. С ночи разыгралась вьюга. Водители встречных машин, глядя на меня, чуть ли не пальцем у виска крутили. Водители попутных предлагали подвезти. Причем предлагали и водители грузовиков, и “Жигулей”, и роскошных иномарок. Не утрачены в людях доброжелательность, сострадание, взаимовыручка. Не везде, конечно, встречали с распростертыми объятиями, но ледок недоверия таял быстро. Значит, не удалось убить в людях веру в человека, надежду на будущее, как это стремятся сделать те, кто вверг страну в экономический хаос и нищету, лишив средств к существованию тех, кто не хочет принимать религию “новых русских” - сожри ближнего, ибо придет дальний и съест тебя.

Сам-то я работал штурманом в речном пароходстве. В детстве, начитавшись книг о путешествиях, я мечтал побывать во всех уголках земного шара. Я и профессию выбрал себе бродяжью. Но по Иртышу или Оби, где мне довелось трудиться, в Австралию или Африку не попадешь - только на Северный полюс. Когда в пароходстве перестали платить деньги - уволился. Тогда окончательно созрела идея обойти пешком землю самым дешевым способом - своими ногами. Даже лозунг придумал - “Человечество в III тысячелетии без насилия и границ”.

Добрые люди

В.С. После Нового года ударили морозы, и я, не имея надлежащей экипировки, стал прислушиваться к обгоняющим машинам - не подвезет ли кто. Замерзнуть не дали. С наступлением весны стало проще жить - можно было ночевать в лесу у костра, набрав сухих листьев вместо постели.

***

В селе Пожарском Приморского края живет Власюк Надежда Федоровна. Адрес дал мне ее сын, водитель-дальнобойщик, с которым мы познакомились в гостинице Благовещенска. Приняла меня как родного: накормила, полечила травами.

В поселке Горные Ключи Кировского района я прожил 3 дня в семье Петельниковых. Мария Анатольевна и Кузьма Фролович пережили войну, оккупацию, времена “развитого социализма”, но душевной теплоты и чуткости не растеряли. Только за счет таких добрых людей, встреченных на дороге, я смог пройти расстояние в 6 тысяч километров за 5 месяцев.

Искусство и смысл одиночного похода

Соколенко 39 лет. Семьи нет. Вредных привычек нет. Вегетарианец. Аскет. Исповедует христианство, ислам, буддизм. В зрелом возрасте, задумавшись над природой некоторых сверхъестественных явлений, пришел к выводу, что Бог один и у каждого свой. Для себя выбрал несколько заповедей, которые объясняют и разрешают любой жизненный вопрос, и старается им следовать. К неприятным жизненным ситуациям научился относиться с юмором.

В. С. Отказавшись от довольно сомнительного удовольствия травить свой организм алкоголем и табаком, я научился многому другому. Например, питаться только тем, что созревает - плоды, зерно - то есть хлеб. В походе я испытал действие такой диеты и не разочаровался в ней, так как не ощутил никаких вредных последствий. Да и вышел я из дома с 3-дневным запасом сухарей и хорошей психологической подготовкой - настроил себя на трудности и лишения.

Анекдоты от Соколенко

По пути к станции Локоть зашел в какую-то деревню. Был сильный ветер, и я опустил на лицо вязаную шапочку - остались только прорези для глаз. Деньги на хлеб еще были, нашел магазин, а в нем старушки да девушка-продавец. Разговоры разом стихли, и все почему-то с ужасом смотрят на меня. Я поздоровался, снял сумку, подобие маски с головы, и старушки оживились. Они-то думали, что я дам команду всем лечь на пол и отдать деньги. В сибирской глубинке тоже смотрят боевики!

***

Однажды ехал в электричке и решил перекусить. Пожевал хлеба, запил чаем из банки. Напротив сидели двое мужчин весьма непрезентабельного вида и обсуждали меня.

- Бомж, наверное, - говорит один.

- Да не похож вроде, - говорит другой, оглядев мой внешний вид.

- Ну, наверное, начинающий, - не сдавался первый.

Стать бомжем

Так его причислили к бомжам, коим он является по сути своей, если следовать тайному смыслу аббревиатуры - Без Определенного Места Жительства. Он увидел стелу, обозначающую начало Владивостока, 21 мая. Весь путь в итоге занял ровно 5 месяцев. Назвать его полностью пешеходным нельзя: где-то Виктор пользовался попутками, кое-где задерживался для того, чтобы заработать деньжат. Но благодаря своей целеустремленности он достиг города с экзотическим для Казахстана названием - Владивосток.

В.С. При всей своей оригинальности город оказался совершенно обыкновенным. Такие же люди, такая же неухоженность улиц. Конечно, он не без оригинальности: такого движения автомобилей и сопок не встретишь нигде.

Путешествовать дальше мне не представляется возможным. Буду осваивать статус бомжа и попытаюсь заработать на обратную дорогу или хотя бы на ботинки, чтобы уйти обратно. Кругосветка откладывается.