Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Жизнь

Флагман Сибирской флотилии

В эти дни весь мир отмечает печальную дату - очередную годовщину со дня начала Первой мировой войны. Собственно, и даты-то как таковой нет - разные страны втягивались в нее одна за другой, пока пожар войны не охватил почти всю планету. Это был первый подобный опыт, первый мировой... Мы мало знаем о том, что опалила та война и российский Дальний Восток. Подробнее об этом - в материале нашего автора

84 года назад - 12 августа 1914 г. из Владивостока вышел отряд кораблей Сибирской флотилии в составе крейсеров “Аскольд” и “Жемчуг” и корабля обеспечения “Полтава”. Никто из экипажа флагманского “Аскольда” тогда еще не знал, что к июню 1917 г. за кормой их корабля останутся три года плавания без захода в русские порты, сотни напряженных суток несения боевых вахт и десятки тысяч пройденных миль в водах четырех океанов.

Летом 1914 г. на рейде Владивостока находилось лишь полтора десятка кораблей под Андреевским флагом. Это было связано с тем, что фактически после русско-японской войны немногие уцелевшие на Дальнем Востоке суда были переданы в состав Сибирской военной флотилии. Основу последней и составили крейсер 1-го ранга “Аскольд” и крейсер 2-го ранга “Жемчуг”. Следует отметить, что к моменту описываемых событий “Аскольд” был уже достаточно известным кораблем. Этот крейсер заметно выделялся своим оригинальным силуэтом, так как являлся единственным пятитрубным кораблем в российском флоте. Построенный в 1901 г. на верфях Круппа в Германии, он был зачислен в состав Балтийского флота, а затем совершил переход на Дальний Восток. С началом русско-японской войны крейсер принял активное участие в обороне Порт-Артура. 28 июля

1904 г. в критический для русской эскадры момент “Аскольд” прорвался через кольцо японских крейсеров. Через три дня крейсер был интернирован в Шанхае, куда он зашел для пополнения запасов угля и исправления полученных повреждений, избежав судьбы большинства кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры, затопленных в Порт-Артуре.

После окончания войны “Аскольд” стал самым крупным русским боевым кораблем на дальневосточных рубежах нашей страны. Несмотря на то, что начиная с 1907 г. Россия, готовясь к будущей войне с Германией, лихорадочно усиливала Балтийский и Черноморский флоты, боеготовность находившихся во Владивостоке кораблей оставалась на необычайно высоком уровне. Так, в период с 1907 по 1913 г. “Аскольд” совершил три дальних заграничных похода с целью демонстрации флага в Юго-Восточной Азии и освоения будущего театра военных действий. Например, 9 ноября 1912 г. крейсер вышел в практическое плавание по маршруту: Владивосток - Шанхай - Гонконг - Сайгон - Сингапур - Джакарта - Сабанг - Манила - Владивосток. В течение почти 4-месячного похода “Аскольд” прошел более 11000 миль и 2 марта 1913 г. салютовал, входя в бухту Золотой Рог. По нескольку раз в год крейсер выходил на практические артиллерийские и торпедные стрельбы, которые, кстати, в те годы проводились непосредственно в акватории Амурского залива. Регулярно “Аскольд” проходил планово-предупредительный ремонт и докование в мастерских порта.

Поэтому неудивительно, что с началом Первой мировой войны крейсер был включен в состав отряда, которому предстояло совместно с английскими, французскими и японскими кораблями действовать против германских рейдеров в Тихом и Индийском океанах (перед самым началом похода в командование кораблем вступил капитан 1-го ранга С. А. Иванов). Следует отметить, что уже в первую неделю августа немецкий крейсер “Эмден” к югу от Цусимского пролива уничтожил два русских парохода Добровольного флота, шедших с грузом угля во Владивосток. Срочно требовалось предпринять ответные меры. “Аскольд” и “Жемчуг”, пополнив запасы угля в Гонконге, вышли в самостоятельные крейсерства для поиска германских рейдеров и судов снабжения. Поход “Аскольда” оказался безрезультатным, и в начале сентября он возвратился в Гонконг. Действия “Жемчуга” также оказались неэффективными, и крейсер для ремонта своих механизмов вынужден был зайти в голландский порт Пенанг. На рассвете 17 октября 1914 г. немецкий крейсер “Эмден”, пользуясь беспечностью береговых постов наблюдения, вошел в гавань Пенанга и, выпустив 2 торпеды, потопил русский крейсер...

Тем временем командир “Аскольда” получил приказ приступить к конвоированию союзных транспортов с войсками и военными грузами. В сентябре - ноябре “Аскольд” три раза пересек Индийский океан в составе конвоев, а позднее по просьбе союзников перешел в Средиземное море для действия у берегов Турции с целью нарушения судоходства противника и разрушения прибрежных укреплений. Совместно с английскими и французскими кораблями русский крейсер осуществлял разведку, дозорную службу и высадку диверсионных групп у вражеского побережья, боролся с военной контрабандой, потопив три немецких и турецких торговых судна. Однако наиболее значимым событием в боевой судьбе крейсера стало его участие в Дарданелльской десантной операции. “Аскольд” временно вошел в состав 6-й эскадры союзного флота, представляя, таким образом, среди 200 кораблей стран Антанты вооруженные силы России.

12 апреля 1915 г. катера и шлюпки с крейсера направились для высадки десанта, а сам корабль начал подготовку к артиллерийской поддержке. Никогда еще в своей истории “Аскольд” столько не стрелял.

12 апреля крейсер выпустил по турецкой обороне 2.250 снарядов всех калибров, а русские десантники первыми высадились на берег. На следующий день в результате продолжавшейся стрельбы “Аскольда” по берегу около 500 турецких солдат сдались в плен. В апреле - мае

1915 г. крейсер неоднократно получал благодарности от союзного командования за отличную меткость артогня, а через его радиостанцию поддерживалась связь с командованием русского Черноморского флота. Об успешных действиях крейсера совместно с союзниками морским министром был составлен специальный доклад, с которым позднее ознакомился император. Николай Второй на докладе собственноручно написал: “Объявить командиру, офицерам и команде крейсера “Аскольд” мою горячую благодарность за боевую службу”.

20 июля в Порт-Саиде “Аскольд” принял боекомплект с пришедшего из Владивостока минного заградителя “Уссури”. К концу 1915 г. из-за интенсивной работы машинам и котлам крейсера потребовался капитальный ремонт. 26 января 1916 г. “Аскольд” был поставлен на ремонт на французском заводе в Тулоне. Восстановительные работы продлились более 10 месяцев и завершились лишь в ноябре. Теперь единственным театром военных действий, где “Аскольд” мог быть использован по назначению, оставалось Баренцево море. Создаваемая флотилия Северного Ледовитого океана остро нуждалась в боевых кораблях для защиты северных коммуникаций от германских подводных лодок. В январе-мае 1917 г. крейсер совершил переход через Атлантику, попутно пройдя модернизацию в Великобритании.

17 июня “Аскольд” вошел в Кольский залив и встал на якорь в Мурманске. Почти три года длилось его одиночное плавание. Покинув в

1914 г. Владивосток и пройдя тысячи миль, посетив десятки иностранных портов, “Аскольд” завершил свой беспримерный поход на северной окраине России.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера