Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

Если не думать про будущее, его не будет

Интересный разговор состоялся как-то у меня со старшеклассниками одной из владивостокских школ. Среди них было немало тех, кто намеревался в дальнейшем учиться в профессиональных лицеях и училищах. “Поди, ленились все годы, аттестат слабенький, куда ж еще деваться”, - откровенно высказала я свою точку зрения и была просто осмеяна. Дневники мне не демонстрировали (нынешние старшеклассники не утруждают себя их ведением), пришлось поверить на слово, что к выпуску они будут иметь бал 4,5 - не меньше. “С плохим аттестатом нечего и рассчитывать на престижную профессию, например, автослесаря, парикмахера-модельера, секретаря-референта”, - аргументировали мои собеседники. И прагматично перечисляли плюсы начальной профессиональной школы - образование бесплатное, хорошая производственная база, высокий уровень подготовки специалистов - и это не понаслышке, каждый из них, как говорится, навел справки, кто сам побывал в училище, кто родителей отправил на рекогносцировку. Однако, подивилась я, что ж, молодо ныне получается - не зелено. Миф о наивности и инфантильности постепенно вытесняется из нашего сознания, а бытовавшее обывательское мнение, что ПТУ - место для неудачников, так же устарело, как и сама аббревиатура.

Несмотря на сложные экономические условия, скудность финансирования, ни одно профессиональное училище у нас не закрылось, их сегодня в крае - 56, идет процесс слияния, укрупнения училищ. Отвечая требованиям времени, училища вводят новые специальности, профессии, внедряют инновационные программы. Так, с начала года в 5 учебных заведениях среднего звена действуют экспериментальные площадки по разработке и апробации прогрессивных образовательных технологий (в профессиональных лицеях № 11, 18, 38 и 43, профессиональном училище № 31). Координирует и контролирует работу учебно-методический кабинет управления профессионального образования, возглавляет который директор Лариса Маршал.

- Лариса Эдуардовна, какие инновационные проекты представляют наибольший интерес?

- Каждое из пяти названных училищ взяло направление, близкое ему по профилю. В процессе деятельности экспериментальных площадок за год накоплен опыт, и есть уже положительный результат.

Так, в профессиональном лицее №18 интерес вызывает работа преподавателя предметов экономического курса Н. Пятанчук. Собственный опыт Надежды Викторовны подсказал пути совершенствования обучения учащихся. За основу педагог взял принцип деловой игры, поэтому с первых дней изучения “Основ рыночной экономики и предпринимательской деятельности” лицеисты включаются в практическую работу.

В профессиональном училище № 31 серьезное внимание уделяют формированию у молодежи навыков использования компьютерных информационных систем.

Опыт разработки и использования компьютерных обучающих программ в преподавании специальных предметов отрабатывается в профессиональном лицее № 38. Т. Кузьмина, преподаватель спецдисциплины, использует возможности обучающих компьютерных программ в моделировании технологических операций при изучении предмета “Технология швейных изделий”. Причем Татьяна Васильевна, придя к выводу о несовершенстве старой системы подачи материала, вместе с программистом разработала новую обучающую программу. Она выступала на методическом объединении и доказала: колоссально экономится время для объяснения нового материала, повышается контроль за знаниями учащихся. Кстати, методическое пособие ее коллеги, М. Флоря, мы рекомендовали на конкурс в Москву, который объявила Академия профессионального образования РФ.

- Пришлось ли вам переламывать сознание преподавателей и мастеров, чтобы открыть новые горизонты в работе?

- На первых этапах создания совета по экспериментальной работе были трудности, но мы не стали убеждать методом слов и приказов, но активизировали работу методобъединений. И вот в результате потихоньку процесс изменений пошел. Стали переориентироваться училища № 2 (г. Лесозаводск), № 24 (г. Артем), № 17 (г. Владивосток). Имея в активе опытных педагогов-практиков, постоянно выявляя новых талантливых специалистов, учебно-методический кабинет вовлекает их в свою работу. Мы обобщаем и распространяем опыт лучших - Ольги Момот, преподавателя математики ПУ-7, Елены Шевелевой, преподавателя русского языка и литературы ПУ-1, Марины Флоря, преподавателя конструирования одежды ПЛ-38, Любови Фуркулюк, мастера производственного обучения ПЛ-15.

Уже 5 лет прошло - своеобразный юбилей, с тех пор как мы начали строить работу с педагогическими кадрами через краевые методические объединения. Анализ этой деятельности показывает, что данное направление выбрано правильно.

И если раньше приходилось уговаривать, подталкивать, то сегодня преподаватели и мастера, убедившись в действенности современных технологий, сами проявляют инициативу. Вот совсем недавно звонили из Чернышевки, там профессиональное училище № 53, готовят механизаторов, поваров, швейников, - так просто требуют, чтобы краевое методобъединение по истории (а у них прекрасный музей, замечательный педагог-историк) мы провели бы у них.

- За такими сложными и умными процессами - внедрение компьютерных технологий, современных методов обучения - стоят прозаичные задачи, как я понимаю, подготовки выпускников к реальной жизни...

- Да, где они спокойно нашли бы себе применение. Выпускник училища должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Чтобы неразрывная была связь теоретического обучения и производственного, в стенах училища педагоги и мастера проводят бинарные уроки, сохраняют рабочие площадки, занимаются коммерческой деятельностью, оснащая кабинеты современными компьютерами, видеосистемами. В этой связи повышается и наша роль, методической службы, в решении задач по разработке образовательных стандартов, их научно-методического обеспечения, повышения квалификации педагогических кадров. При этом мы сами становимся на новые рельсы: так, намерены создать при кабинете центр информационных технологий. И в этом нас активно поддерживает департамент профессионального образования, науки, информации и связям с общественностью администрации Приморского края.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера