Если молоко сжигают - значит это кому-нибудь нужно

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В центре госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном) в Дальневосточном регионе делают это довольно часто. Причем здесь сжигают или поливают концентрированной кислотой не только молоко - сыр, сливочное масло, консервы, печень, фрукты, лекарственные препараты.

Это одно из звеньев в длинной цепочке лабораторных исследований для определения качества импортной продукции. С начала года центр проверил свыше 2 тысяч образцов. В тот день, когда мы с фотокорреспондентом приехали сюда, на ул. Стрельникова, 3, в центре находились на “досмотре” австралийское молоко в тетрапакетах, топленое масло и сыр - образцы предконтрактной экспертизы, которые вместе с набором документов прибыли во Владивосток самолетом. Общий вес “посылки” не превышал 10 килограммов.

Врач-лаборант Татьяна Лукьянчук, вооружившись пузатыми колбочками с прозрачной жидкостью, проводила исследования. Пламя вырывалось изнутри прибора, скорее напоминавшего радиоцентр, чем газовую плиту. В лаборатории атомно-абсорбционной спектрометрии определяют содержание металлов: цинка, свинца, кадмия, мышьяка, ртути в продукции. Их “перебор” в последнее время удалось обнаружить в какао-порошке американского производства, отечественном консервированном томатном соусе.

- Исследования, которые мы проводим на стадии заключения контракта, самый эффективный способ предотвратить поставки из-за рубежа потенциально опасных пищевых продуктов и продовольственного сырья, - говорит Галина Коргун, руководитель центра по контролю импортной продукции. - Вспоминаю, сколько было проблем, когда несколько лет назад мы забраковали уже в нашем порту целое судно китайского сахара - его перевозили в плохо обработанном трюме, где накануне находилась соя. Тогда мы смогли отправить товар назад. А если уничтожать его здесь, на месте, это целая история. Кстати, сделать это необходимо в течение месяца. Хотя был случай, когда одна китайская фирма, поставившая свиные консервы, не соответствовавшие требованиям российского ГОСТа, 1,5 года судилась с заказчиком. И проиграла. Для того чтобы оперативно решать возникающие спорные вопросы, наш центр заключил договоры с 5 аккредитованными испытательными лабораториями для проведения сличительных исследований.

В этом году центр своевременно “обезвредил” сливки для кофе “Акцент”, пиво Hite beer и чипсы “Ахой” - все продукты производства Южной Кореи. Первые не прошли “тест” на радиоактивность, остальные - по бактериологическим показателям. По результатам гигиенической экспертизы мы окончательно запретили ввоз свыше 700 тонн импортной продукции и продовольственного сырья. Причины разные: истекший срок реализации, превышение содержания нитратов, цинка, диоксида серы, повреждение грызунами, положительные микробиологические показатели, несоответствие упаковки.

Но сегодня нас настораживает еще такой аспект. Потеря качества импортной продукции в ходе ее реализации на российском рынке. Это связано, в первую очередь, с нарушением режима хранения - вспомните частые отключения света. И как следствие - снижение качества мясопродуктов, рыбы, сыров, мороженого. Если раньше таких случаев было 2-3 за год, то теперь до 14 за один квартал.

Впрочем, может так статься, что заморских соков, чипсов, лангетов (полуфабрикатов) мы вскоре не увидим вовсе. Если в прошлом году импортная продукция на Дальний Восток поступала из 47 стран, то в этом - лишь из 24. Наиболее стойкими нашими партнерами остаются Австралия, США, Китай, Корея. Даже несмотря на то, что последняя в несколько раз снизила торговые поставки. Кстати, “ножки Буша”, вызвавшие в свое время столько неоднозначных эмоций у российского покупателя, тоже практически исчезли с нашего рынка.

Региональный центр контроля импортной продукции был создан 4 года назад на базе ЦГСЭН на транспорте (водном и воздушном) в Дальневосточном регионе. К числу неоспоримых его достоинств сегодня можно отнести достаточную оснащенность современным оборудованием, прекрасными кадрами - здесь работают 30 врачей-лаборантов, половина из которых имеет высшую квалификацию. И не только это. Центр постоянно взаимодействует с лабораторией Института эпидемиологии и микробиологии. При его участии создан лабораторный совет для проведения сложных экспертиз.

Показательный факт. Сейчас центр бьет тревогу по поводу качества печени. Дело в том, что если в предыдущие годы предъявлялись довольно строгие требования к содержанию меди в этом продукте (допустимая норма сначала составляла 20, потом 60 мг на килограмм веса), то теперь это ограничение снято вообще. В то же время печень, особенно говяжья, американского производства буквально “зашкаливает” по наличию этого металла. Центр настойчиво стучится по этому поводу в московские двери Госсанэпиднадзора России. И надеется, что будет услышан, как несколько лет назад, когда также активно боролся против нитратного беспредела вьетнамских овощей.