Диво дивное

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В это трудно поверить. Почти невозможно. Ведь даже в благополучном развитом социализме детские дома имели не самую хорошую репутацию: на сирот смотрели как на социальный элемент, много денег на них даже тогда никто не хотел тратить. А сейчас, когда треть страны ходит оборванцами, разве можно встретить детский дом, который покупает своим выпускникам жилье, устраивает их в престижные вузы... Оказывается, можно.

Это удивительный знак: дети, для которых недобрая судьба выбирает детский дом, на долю которых выпало столько боли, что иным и в страшном сне не увидеть, поначалу рисуют воспаленные, черно-красные картины. Грубая штриховка, резкие линии - для того, кто понимает, это крик: мне плохо!

На недавнем семинаре директоров детских домов края хозяйка Артемовского детского дома Раиса Зимина горячо убеждала коллег: “Знаете, что нашим детям нужно больше всего на свете?

Покой. Ну вы-то меня понимаете..."

Тяжелые неврозы, у многих - энурез, агрессивность, истерики, бурные слезы без причин или, наоборот, заторможенность, страх и непроходящая настороженность... Раиса Александровна знает: тихий голос воспитателя, уют оборок на занавесках, драпировок и ковриков, ласка и сочувствие в ответ на озлобленность поселяют в израненной душе покой. И тогда - вот чудо - ребенок начинает выбирать пастельные мелки или бурное разноцветье акварели.

Есть в арсенале педагогических средств и вещи более осязаемые. Нельзя о них не сказать, потому как многие из них в наше время просто потрясают. Ну, например, детский дом не бедствует так безысходно, как иные: он сам зарабатывает деньги, имея собственный, хоть и скромный доход! За счет коммерческих организаций здесь хорошо кормят, удивительно нарядно одевают, обустраивают дом техникой. Детский дом не "выпускает" своих воспитанников в никуда. Здесь знают, что ребятам этим идти чаще всего некуда, жилья нет, и в увольнение парни, что служат в армии, приходят сюда, и долгое время уже после школы ребята и девушки живут здесь. Они - родные в своем доме! А тем временем детский дом всякими возможными способами пытается прикупить гостинки, хоть как-то решать проблемы жилья. Еще детский дом обучает своих ребят в платных колледжах, и платит! Потому что педагоги здесь знают, что перспективное образование сегодня - все. И еще знают, что ребята должны быть беспрекословно уверены: детский дом сделает для них все. Как родные родители - для своих детей.

Несколько лет назад недавняя выпускница детского дома, 16-летняя девочка родила ребенка, и когда с семьей не получилось, она принесла свое дитя сюда - больше-то некуда. И осталась здесь - больше-то негде.

Психологи утверждают, что мы все, повзрослев, проигрываем сценарии родительской семьи - у нас те же взаимоотношения с супругами, мы так же воспитываем уже своих детей. У детей детского дома сценарий не заложен, вернее, заложен - исковерканный...

В детском доме теперь - уроки жизни: готовить и украшать дом, мастерски стричь и шить, хранить мир в семье, разрешать конфликты так, чтобы выигрывали все и не было проигравших, любить и нести ответственность за любимого и еще многому другому учат на таких уроках.

Плюс музыка, хореография, для малышей - развивающая программа по системе талантливейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори - одно перечисление всего, что есть в детдоме, удивительно даже для богатой частной школы. Плюс предмет и вовсе удивительный, если судить по тому, как он здесь ведется, - изобразительное искусство.

"В наших фондах немало картин ребят Артемовского детского дома, - говорила мне директор краевой детской картинной галереи Ирина Ерошкина, - это необыкновенно талантливые работы, раскованные, непосредственные, яркие. Ведет занятия удивительный педагог - таких нет больше в крае - Лидия Александровна Юшкова. Ее работу я назвала бы не только развитием творчества, фантазии ребят - это настоящая арттерапия. В детский дом попадают дети с исковерканными судьбами, с израненными душами, рисование лечит, успокаивает, учит видеть мир радостным и добрым. Прорисовав на первом этапе свои черно-красные тягостные рисунки, они как бы проживают свои тяжелые впечатления - и оставляют их на бумаге, освобождаются от них. И дальше, дальше - к ярким краскам..."

И вот они - маленькие шедевры: роскошный кот, изумительные цветы, потрясающие бабочки. Взрослые отмечают: посмотрите, как пристально эти ребята вглядываются в мир, ну нет у домашних детей таких портретов - с глазами на пол-листа, таких полян - будто в увеличительное стекло, со всеми их обитателями. Многие из таких работ уже стали достоянием мира - они есть в Международном детском музее в Сан-Франциско, в Австрии, в Японии.

Такая особенность: в работах маленьких артемовских художников почти совсем отсутствуют жизненные сценки с одним героем - везде коллектив. Это особенность их видения мира, другого не знают...

Лидия Юшкова - не просто учитель рисования - "Дети, сегодня рисуем кувшин, он изображается вот так..." Да, она прекрасный педагог, отдавший много лет художественной школе. И человек, всю жизнь ищущий знания, карабкающийся к вершинам духовности и самопознания. В путь она берет своих ребят. Ее увлечение христианством дарило детям библейские сюжеты, иконопись, неповторимую архитектуру православных храмов. Дети писали иконы! Потом преподаватель шел иной дорогой, зарываясь в книги о Рерихе, ища ответы на вопросы в "живой этике", и посвящал ребят в космические тайны мироздания. Вот он на картинах - человек со своей астральной, духовной оболочкой - часть Вселенной, связанный с нею, питающийся ее энергией. Не обошла интересом буддизм - там столько глубины и новых знаний.

Но боже упаси навязывать, увлекать в религию - только рассказать, будто приоткрыть дверцу - посмотри, как разнообразен и интересен мир.

"Школу, то есть классические знания в изобразительном искусстве, я тоже даю ребятам, - говорит Лидия Александровна. - Но иногда, когда начинаются такие постановочные уроки, ребята теряют интерес - и уходят. Так что я боюсь сильно учить, забивая личность и детскую непосредственность".

Вот такую, например - синее солнце. "Почему - синее?" - спросила Лидия Юшкова девочку. "Ну бывает же такое в Артеме", - получила спокойный ответ. Раз ребенок видит такое, значит, бывает...