Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Жизнь

Диагноз - не быть собой

Всенародная известность пришла к Валерию Гаркалину с успехом фильма “Ширли-мырли”, где он неотразимо сыграл 4 роли братьев-двойников, ярких представителей разных социальных пластов и даже разных национальностей. Хотя этому фильму предшествовали главные роли и в телесериале “Белые одежды”, и в боевике “Катала”. Выходит, что кино и составляет ту популярность, о которой мечтает артист? Как бы то ни было, именно театр остается центром Вселенной для каждого, избравшего актерскую стезю.

Абитуриент-неудачник Валерий Гаркалин не был принят ни в один театральный вуз столицы. Желая любой ценой попасть на сцену, поступил-таки на кукольный факультет Гнесинского училища. По окончании которого 7 лет оттрубил в ансамбле Кемеровской филармонии “Люди и куклы”, 3 года в театре кукол Образцова.

Однажды сказав себе: “Хватит в куклы играть”, подготовил пьесу Мрожека “Контракт” и показался в театре Сатиры, куда был принят незамедлительно. Сегодня Гаркалин один из ведущих артистов труппы, занят в 4 главных ролях, а ему все - “маловато будет”. В театре Джигарханяна он играет гротескную роль Черта в “Братьях Карамазовых”, в антрепризе с Татьяной Васильевой “Всё, всё...”, в театре-студии “Человек” в пьесе “Стриптиз”.

- Валерий, я не спрашиваю вас, когда вы отдыхаете. Откройте секрет: как вы все успеваете?

- У меня не то, чтобы кризис возраста или комплексы какие-то, но что-то внутри подстегивает - не расслабляться. 10 лет за кукольной ширмой я выплескивал свои страсти через застывшую маску своих персонажей. Считайте, что джинна выпустили из бутылки.

- Вам как бывшему кукольнику прежний опыт помогает работать на сцене с неодушевленным предметом так, чтобы он ожил в ваших руках, стал частью вашего тела?

- Подобные подозрения возникают у вас не у первой. Те, кому известны подробности моей творческой биографии, чаще всего ищут истоки моих актерских находок где-то там, в кукольном прошлом. Но в этом есть лишь доля истины.

- Признаюсь, меня покорила сцена со светильником, превращающимся то в микрофон, то в указатель, то в пропеллер, то в символ мужского достоинства (краснею). А монолог вашего персонажа - это весьма смелое напоминание о том, что секс в нашей стране все-таки есть.

- Мне приятно, что вы так оценили эту сцену, поскольку именно этой реакции мы и добивались, работая над пьесой. Хотите вы или нет, испытываете чувство стыда или нет, пьеса затрагивает фрейдистскую сторону взаимоотношений - “женского” и “мужского”, правда, в несколько причудливой, ироничной и достаточно горькой интонации.

- У меня сложилось такое впечатление, что “Ботинки на толстой подошве” писались автором специально для вашего актерского ансамбля?

- С Петром Гладилиным, с Петей - мы давние друзья, но между нами не было какой-то договоренности о заказной пьесе. Как это часто в жизни бывает, все совпало удачным образом.

- Вы единодушно с Татьяной Васильевой и Александром Феклистовым загорелись идеей?

- Нас, пожалуй, больше привлекла не тема семейных отношений, ведь она достаточно избита и при этом неизбежна в большинстве драматургических произведений. Нас привлекла неожиданная форма подачи этой темы. У Феллини есть фильм “Джульетта и духи”. Там ведь тоже речь об одном: как муж изменяет жене, а она выясняет, в чем ее вина. Но это не помешало Феллини снять шедевр.

Мне кажется, Петр Гладилин в этой пьесе приблизился к хорошей художественной традиции набоковского плана. Где все причудливо видоизменяется, где нет реального мира, есть вымысел, а суть такова - любовь прекрасна и наивна.

- Валерий, реакция зрительного зала во время спектакля вам помогает или мешает играть роль?

- Наша художественная традиционная школа такова, что в нас воспитали присутствие, так сказать, четвертой стены, разделяющей сцену и зал, дабы уйти в образ и не отвлекаться на зрительскую реакцию. Но вот Бертольд Брехт ввел такое понятие - “отстраненность”, сделал революцию в театре, “убрал” четвертую стенку. В нашем театре Сатиры эту стену “снесли” уже очень давно, и контакт со зрителем у меня где-то на вербальном уровне. Но, к сожалению, традиции сильнее, чем моя практика. Я всегда настроен на то, что там, за рампой, никого нет... Есть только я, мои партнеры и предлагаемые обстоятельства драматургии.

- Боюсь, что эти откровения разочаруют зрителей. Хорошенькое дело: зал заходится смехом, рукоплещет актерским находкам, с блеском сыгранным сценам, а вам хоть бы что - за стенкой?

- (Смеется) Мне не “хоть бы что”. Я все слышу и чувствую, что происходит в зале, просто не отвлекаюсь, не умиляюсь. Я люблю свою работу как раз за то, что могу осчастливить людей, могу повергнуть в раздумья, сомнения.

- Валерий, вы в жизни такой же эксцентричный человек, как на сцене?

- У Франсуа Виньона есть замечательные стихи, в них он дарит прекрасную мысль:

“...Я знаю все, я ничего не знаю,

я знаю все, но только не себя”.

Очень близко к нам, актерам, у которых диагноз - быть не самим собой. Чем больше дистанция от себя самого до персонажа, тем больше роль удалась.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера