“Детсадовские” игры прокуроров

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Лауреатам всероссийского конкурса “Детский сад года” на творческом семинаре в Москве не удалось познакомиться с опытом коллеги из далекого Спасска-Дальнего. Удостоенная персонального приглашения, будущий обладатель почетного звания “Народный педагог РФ” Светлана Заставная в момент награждения находилась... под подпиской о невыезде.

Впервые в приморской практике суд рассмотрел иск о возмещении морального вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания

Скользкая “дорожка”

В дорожно-транспортном происшествии, которое перевернуло жизнь всей семьи Заставных, нет ничего из ряда вон выходящего. В ночь с 12 на 13 июля 1996 года в городе Спасске-Дальнем на улице Комсомольской зарегистрировано ДТП, в результате которого “жертв нет, пострадавшие получили ушибы и перелом ноги”. На милицейском жаргоне - рядовая “дорожка”. Ее главной жертвой после санкции прокурора, выданной 25 октября, стал сын Светланы Заставной, в ту роковую ночь находившийся в “виноватой” машине.

Виктор Гардаш никуда из города не уезжал и от следствия не скрывался, поэтому его арест вызвал недоумение по обе стороны решетки: и в милиции, где работал парень, и в камере, куда его сопроводили в наручниках. Никто не верил, что милиционера “закрыли” из-за простой аварии. Да у нас бандитов сейчас под залог выпускают, а по легкой “дорожке” в бега никто не пускается. Будь хоть трижды виновен.

Виктор брать на себя вину упрямо отказался (в машине на момент ДТП находились три человека), чем до неприятности огорчил следствие. Не успел парень выписаться из больницы, где месяц провалялся с черепно-мозговой травмой, как ему срочно прописали новый режим.

...Чувствуя, что снова может потерять сознание, Виктор ложился на холодный бетонный пол и хватал воздух из-под железной двери камеры. Как задыхающаяся рыба, выброшенная на берег.

“Мне было так плохо, - признался он потом матери, - что если бы появился в тот момент следователь, я подписал бы, наверное, любые бумаги. Мне жить хотелось. Господи, за что мне все это выпало терпеть?!”

Только за один день сокамерникам дважды пришлось вызывать врача, который предложил госпитализировать Виктора. “Ничего, не сдохнет”, - поставили свой диагноз служители закона и в полуобморочном состоянии парня отправили “на тюрьму” в Уссурийск. Там “курс лечения” продолжился. Виктора сильно избили дубинками, а чтобы не жаловался, постоянно давили: отправим в психушку или кинем “на поправку к обиженным”. Его пытали морально и физически. Вместе с сыном пытали и мать.

- Я была на грани нервного срыва. Знала, что у Виктора просто “зашкаливает” давление, а его в таком состоянии отправляют в Уссурийск. Знакомый врач потом сказала: это счастье, что в вагоне у него носом хлынула кровь - прорвало. Если бы этого не произошло, сына у меня уже бы не было, - словно заново проходит по кругам ада Светлана Заставная. - Не хочу описывать все издевательства, унижения и оскорбления, которые пришлось вытерпеть. Требовали “чистосердечного” признания, что во время ДТП именно он находился за рулем. Разве признание у нас опять стало “царицей доказательств”? Долгих семь месяцев сын просидел в ИВС и СИЗО. За что?

Ответ на этот вопрос Светлана Заставная ищет до сих пор. “Как вам уже сообщалось, прокуратурой края вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по указанным в ваших заявлениях сведениях о вымогательстве у вас взятки, незаконном сборе и распространении сведений о вашей частной жизни, применении к вам физического насилия в здании прокуратуры г. Спасска-Дальнего, - говорится в одном из ответов прокуратуры Приморского края. - Постановление вынесено обоснованно на законных основаниях после проведения полной и всесторонней проверки. Настоящий ответ вы вправе обжаловать в Генеральную прокуратуру РФ”. Накопив целые тома переписки с самыми различными инстанциями в Приморье, народный педагог РФ этим правом воспользовалась. “Кто проводил служебное расследование и как? Опять же работники Спасской прокуратуры? Почему не опросили меня, почему не опросили свидетеля данного инцидента, почему не опрошен медицинский работник, который оказывал мне первую помощь, т. к. действия следователя в отношении меня повлекли за собой резкое ухудшение здоровья? За месяц до этого я перенесла сложную операцию, в результате чего плохо передвигалась. Или, может, в законе есть такая статья, по которой следователям разрешается распускать руки и выбрасывать посетителей за дверь?”

В своем заявлении в Генпрокуратуру РФ Светлана Заставная настаивает на проведении добросовестного расследования, а также требует “дать принципиальную оценку действиям работников прокуратуры Спасска-Дальнего по факту отношения их к служебным обязанностям в связи с незаконным возбуждением четырех уголовных дел в отношении нашей семьи”.

Не семья, а мафия

На скользкой “дорожке” в силу разных обстоятельств поменялось уже пять судей. Прошло почти три года, но дело о рядовом ДТП до сих пор не рассмотрено в суде. Зато Спасская прокуратура оказалась куда расторопней. Под местным бдительным “государевым оком” дополнительно к делу сына родились еще четыре уголовных “семейных” дела. Против самой Светланы Заставной, против ее отца и - сразу два - против ее матери.

Пять уголовных дел против одной семьи одновременно... Прямо семейка рецидивистов. Что криминального совершили заслуженный педагог-дошкольник с более чем 25-летним стажем и ее родители-пенсионеры, ветераны труда (Михаил Федорович - участник войны, Евдокия Аврамовна - инвалид второй группы), чтобы спасские прокуроры развернули против них такой широкий фронт борьбы с преступностью? Семья Заставных полностью испытала на себе, как легко претворяется в жизнь кажущийся шутливым лозунг: “Был бы человек, а дело всегда найдется”. Вся их вина заключалась в том, что они спасали от произвола сына и внука. Другой конец прокурорской дубины ударил по ним.

“Око государево” смотрело на семью Заставных сквозь планку прицела. Вот как возбуждались уголовные дела: “В прокуратуру города поступила жалоба гр-ки Усовой З. Ф. по поводу оскорблений ее со стороны Заставных. Участковым инспектором по материалам проверки этой жалобы вынесено постановление об отказе от уголовного дела. Данное постановление незаконно и подлежит отмене по следующим причинам. Из жалобы Усовой З. Ф. видно, что Заставная Е. А. в присутствии людей и ребенка Усовой, которому она является опекуном, разглашала тайну усыновления этого ребенка”. Даже если предположить, что у обычно выдержанной Евдокии Аврамовны вдруг сдали нервы и она сгоряча сказанула лишнего, любой студент юрфака знает: “опекунство” и “усыновление” - две большие разницы. В УК РФ нет понятия “тайна опекунства” и соответственно не предусматривается ответственность за ее разглашение. Тем не менее зам. прокурора Спасска-Дальнего, юристу 2-го класса В. Абрамову квалификация позволила “по признакам преступления” возбудить уголовное дело. Все дела против Заставных Спасская прокуратура родила по абсолютно такой же схеме.

- Иначе как террором это не назовешь, - считает Светлана Заставная. - Вину моего сына может установить только суд, который еще не состоялся. Однако следователи уже расставили все точки над “i”. Все четыре уголовных дела были возбуждены после моих законных обращений в прокуратуру края по защите сына. По фактам первоначально проводились проверки дознавателями Спасского ГОВД, по всем четырем было отказано за отсутствием состава преступления. Однако прокуратура города эти постановления упорно отменяла и возбуждала уголовные дела. Производились допросы, очные ставки, сбор характеризующего материала и других документов - весь комплекс следственных действий. Все мы находились на подписке о невыезде. В этом кошмаре прошел почти год.

Светлана Заставная вновь обратилась в прокуратуру края. И получила обескураживающий ответ, что все эти дела приобщены к уголовному делу ее сына. Какое отношение имеет якобы разбитое стекло (именно такой “факт” фигурирует в одном из них!) к дорожно-транспортному происшествию?! Только после личного вмешательства прокурора края Валерия Василенко все уголовные дела против семьи были прекращены как необоснованно возбужденные.

Казенное дело

“За поверхностный подход к оценке наличия состава преступления в действиях ваших родственников в материалах, по которым были возбуждены уголовные дела, прокурор Спасска-Дальнего В. Федченко, его заместитель В. Абрамов, начальник отдела прокуратуры края А. Сараев предупреждены, что в случае повторения подобных фактов они будут привлечены к дисциплинарной ответственности”.

- Не слишком ли дорогой ценой достался нам этот ответ? - спрашивает Светлана Заставная. - Почти год бесконечных унижений, оскорблений, хамства... И над кем? Над женщиной-инвалидом, над стариком - участником войны. Они все это время из больницы практически не выходили. Кто вернет им утраченное здоровье? Когда прокурор поставил под сомнение награды, полученные отцом во время войны, у него - фронтовика произошел сердечный приступ. Всю ночь проплакал, потом месяц пролежал в больнице. Есть у таких людей, стоящих на страже законности, какая-то человечность?

Впервые в приморской практике Спасский городской суд в открытом заседании удовлетворил исковые заявления о возмещении морального вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания. По всем четырем уголовным делам, возбужденным прокуратурой против семьи Заставных. Суд признал, что “действиями дознания были нарушены личные неимущественные права истцов: достоинство, честь и доброе имя, право свободного передвижения, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни”.

Отечественным законодательством предусмотрена специальная норма, охватывающая все незаконные действия органов дознания, следствия, прокуратуры или суда. Иски о возмещении вреда, причиненного в сфере предварительного следствия и правосудия, предъявляются к соответствующим финансовым органам, поскольку нанесенный ущерб должен возмещаться за счет казны, а эти органы выступают от ее имени. Отделение Федерального казначейства по Спасску-Дальнему и Спасскому району, выступавшее в качестве ответчика, подало кассационную жалобу. По мнению его представителей, причиненный вред должен возмещаться из другого “кармана”: за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Но эти аспекты уже непринципиальны, считает Светлана Заставная. Казна, как говорится, все стерпит, на ней не бывает рубцов, как на человеческом сердце.

- Если бы не наша настойчивость в восстановлении справедливости, перед судом предстали бы три невиновных человека. Как педагог, я долго думала, почему такое стало возможно? И пришла к неутешительному выводу - от полной уверенности людей, облеченных большой властью, в собственной безнаказанности. А ведь с людей такого ранга должен быть особый спрос. “Кому много дано - с того много и спросится...” Но почему-то не спрашивается. И если мы сами не будем спрашивать, о всех нас просто будут вытирать ноги. Считаю, что эти должностные лица должны ответить по всей строгости закона, на страже которого они стоят. А когда будет восстановлена справедливость, мне просто хочется посмотреть им в глаза.

По какому-то роковому совпадению, уже после принятия судом исковых заявлений о возмещении морального ущерба, родители Светланы Заставной были избиты. Средь бела дня, в собственной квартире. Прямо оттуда работники милиции и забрали буйного гражданина. Старики-пенсионеры были освидетельствованы у судмедэксперта, Евдокия Аврамовна более месяца проходила лечение у врача-уролога после ушиба почек. Но в возбуждении уголовного дела Заставным было отказано. Прокуратура края 9 марта нынешнего года отменила это постановление, утвержденное городским прокурором. И сообщила, что “материалы направлены прокурору Спасска-Дальнего для дополнительной проверки”. Проверка продолжается по сей день. Против семьи Заставных дела возбуждались гораздо быстрей.

...Детский сад, которым руководит отличник народного образования, заслуженный и народный педагог РФ Светлана Заставная, уже трижды становился лауреатом всероссийских конкурсов. Это без преувеличения какой-то оазис в сером, измученном борьбой за выживание городе. Здесь усовершенствовали собственными наработками известную программу “Цветовая игровая экология” и создали целую экологическую зону. Дети (в том числе несколько групп с задержкой психического развития, церебральным параличом и различными отклонениями) сами создают этот прекрасный, волшебный и живой мир. Может быть, именно поэтому так обострено у Светланы Заставной чувство справедливости: ей не хочется, чтобы цветная мозаика на окнах в будущем сменилась для этих детей грубой стальной решеткой.