“Дети наши не замерзнут, сотка кормит круглый год...”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Здесь нас встречали злобные псы, звук пустых ведер, порой непроходимые дороги и хозяева, которые за словом в карман не полезут. Частный сектор Владивостока. фициально подсчитано, что в пределах города стоит около 10 тысяч частных домов. Но и без статистики известно, что у большинства жителей этого сектора специфические проблемы и особенный уклад жизни, тот самый “пахотный” уклад, которым они на пороге нового тысячелетия не желают или не могут расстаться...

ВОДА: Проходная улица непроходима

Мы так и не увидели в этот день настоящий частный дом с переполненным дровами и бревнами двором, кучей угля за калиткой, времянкой, баней, живностью: курами, поросятами, козами. Поэтому пришлось даже слегка разочароваться.

Все изменилось за прошедшее десятилетие. Видики, микроволновки, тостеры и отсутствие подворья превратили частный сектор в некую промежуточную форму между деревней и городом.

...Даже здесь, в стороне от “коробок”, все вертится вокруг воды.

Жители улицы Махалина, что находится в районе православной церкви на “Авангарде”, регулярно пользуются колонкой. Жильцы богом забытой улицы Южной (район моста со стороны Баляева на Снеговую) такой колонки недавно лишились. Но быстро нашли другой источник - родник. Выглядит он следующим образом: железная труба выходит концом к образовавшейся луже. В этом водоеме грязь и мусор, “нефтяные” пятна. Здесь же моют машины. Горячую воду “южане” берут из теплотрубы.

...”15 лет за рулем, но такого я еще не видел!”, - поражался наш редакционный водитель Анатолий, заехавший под мост Некрасовская - Молодежная. Поразиться тут действительно есть чему. Грязь, помойки, дорога, похоже, предназначенная для турнира “Кэмэл трофи”, а не для городского транспорта (не обошлось без инцидента - нам на джипе повезло, а вот ехавший вслед грузовичок безнадежно застрял). Полуразвалившиеся домики, во дворах которых как приметы времени - иномарки. В дождливую погоду та самая Первая речка имеет обыкновение затапливать все окрестности. Местным жителям от воды одни беды, и улица будто бы по иронии судьбы названа 2-й Проходной.

У некоторых, конечно, сооружены колодцы с питьевой водой. Но большинству обитателей этих домов приходится ходить к колонке по сломанному мосту. Вот такой парадокс: вода мешает проникнуть к (питьевой) воде...

Татьяна, дочь хозяйки одного из домов, 73-летней Софьи Филипповны, пришла в будний день к матери, чтобы побелить стены. Но одной из комнат не поможет уже никакая побелка, ничто не спасет и поврежденную изгородь: “река играет”...

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: овые заботы в их жизни

У жильца частного дома особые хлопоты с землей. Иногда она их капитал. А еще ее надо законно оформить и периодически платить налог. В российском земельном законодательстве определено: частники имеют право на получение земли в собственность, в пожизненно наследуемое владение или в аренду. Надел в 6-11 соток - традиционная площадь, огороженная забором. Даже если почва хорошая, все равно этих семи соток не хватает, чтобы средней семье в течение года “прокормиться с огорода”. Обычно народ дополнительно раскорчевывает участки на сопках.

Время созревания картошки-скороспелки во Владивостоке совпало с президентским указом “Об индексации ставок земельного налога”. С 1 сентября эти ставки повысятся в 2-4 раза.

В Первореченском районе такую новость частники, по их словам, не слышали, зато в Ленинском уже знают о “нововведениях”. Пенсионер Олег Васильевич Безродный не особенно-то переживает: за свои 7 соток платил обычно около 100 рублей, теперь ему предписывается заплатить 170. Людям чисто психологически, конечно, трудновато “мириться” с повышением, но 170 рублей в год или даже 250 - это не банкротство для более-менее крепкого хозяина, хотя для пенсионера - это проблема.

Как считает заместитель председателя федерального комитета по земельным ресурсам и землеустройству Владивостока Василий Ешмеков: “Повышение земельного налога для частника необременительно - доход с сада и огорода сегодня настолько ощутим, что за счет реализации излишков могут быть покрыты любые налоги; другое дело, есть усадьбы с землей до 80-100 соток - но там владельцы, понятное дело, люди обеспеченные...”

ЖИЛЬЕ: в коммуналки они не хотят

Часто выходит так, что те жилищные проблемы, которые есть сейчас у “коммунальщиков” (вода, свет, тепло), частников не касаются или же выливаются в несколько ином виде. Тепло есть в своем доме круглый год. Зимой - печка. Летом - тоже она, спасительница и кормилица: голландского, русского или буржуйского вида. К тому же протапливать летом свой дом даже полезно: будет меньше сырости, да и печь имеет “привычку” терять свои функции из-за длительного простаивания. Таким образом, готовить пищу в частном доме можно круглый год. Даже если свет часто отключают...

Но такие строения без ремонта не могут стоять вечно. Шифер обламывается, крыша ржавеет, стены сыплются. Но люди с деньгами, а чаще с руками давно “преобразовали” свои деревянные постройки в коттеджи или хоромы с железобетонными заборами и подземными гаражами для иномарок. Довелось быть свидетелем того, как средняя в общем-то семья экономила на всем, но возвела-таки красивую каменную пристройку к своему деревянному дому. И щебенку сами невесть где достали, и строили своими руками... Получился коттедж, который по своему статусу - тот же частный дом, но уже совсем в другом качестве.

“Прошлой зимой почти миллион ушел на 4 тонны угля, да еще около того - на дрова, что развозят “шаровики”, - рассказывает жительница 2-й Проходной Вера Лиходед. О ремонте и доме “на вырост” уже не идет речь. На Махалина тоже покупали дрова у “шаровиков”. 250 рублей за машину. И на Южной такая же ситуация. В крайнем случае люди пойдут за дровами на близлежащую сопку...

64-летний Олег Васильевич, о котором уже шла речь, родом из Ленинграда. Работал на флоте. “Раньше и лошади у людей здесь (на Махалина. - Прим. ред.) были, и коровы... Каждое утро молочницы по домам ходили”, - с горечью вспоминает старик недавние времена.

В его двухэтажном доме рукомойник, холодильник “ЗИС”, телевизор “Рекорд”. Под окнами доспевающая слива. Кроме деда здесь прописаны еще его дочь и трое маленьких внуков. Из животных во дворе только одни собаки.

- Хоть и трудно жить в частном доме, в коммуналку ни за что не поедем, - говорит дочь Олега Васильевича. - Нам здесь не надо ни водопровода, ни обогрева - все свое: дети не замерзнут и по подвалам не будут шататься в отличие от “городских”!

У кого бы мы ни спрашивали о переезде в коммунальные квартиры, все наотрез отказывались даже обсуждать этот вариант. Хотя и говорили, что квартиры в новых микрорайонах им официально предлагали. Тамара Занина считает, что с детства жить в “деревенском” доме - это уже привычка. Другие, говоря о преимуществах частного дома, отвечают традиционной фразой: “Все, что с грядки, - на стол”.

Между тем, по мнению специалистов, даже застроенная территория определена генпланом города под тот или иной вид застройки в будущем - под многоэтажную или “цивилизованную” одноэтажную. То есть коттеджную. Как пример - на месте частного сектора у остановки “Дальпресс” в будущем планируется строительство административных зданий. Но будущее - понятие растяжимое, а людям еще жить и жить.