Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

Цветные сны, ставшие явью

Наверное, мало кто задумывается о том, что театр - это не только режиссер, сыгранная труппа, хорошая музыка, костюмы, но прежде всего целостная картина всего спектакля, которая в сущности и остается потом в памяти. Удачно подобранный штрих, деталь, краска - нужно быть настоящим художником, чтобы суметь собрать все это воедино.

Евгения Турецкая - главный художник театра кукол - должна была в свое время поступать в авиационный институт. Только туда, потому что ее папа и две сестры были авиационными конструкторами. Шла она как-то по улице родного Питера и увидела объявление о том, что в театральный институт принимаются абитуриенты на специальность “художник-скульптор”. Никогда раньше она не задумывалась об этой профессии, зато всегда рисовала. Поэтому рисунки, требуемые на конкурсе при поступлении, у Евгении имелись. Итак, театральный институт. Серьезный дядя в приемной комиссии просмотрел работы и сказал, что это просто ужас какой-то! Ведь поступают-то люди подготовленные - из художественных школ, с поставленной рукой, - порассуждал... и допустил абитуриентку к экзаменам. Что касается папы, который всегда был авторитетом для Евгении, человека высочайшей интеллигентности, то его реакцию на поступление дочери трудно выразить словами - он возмущался, раздражался, ругался, считая, что художник - не профессия. И все же победила дочь.

- Понимаете, я была свободна. Я выбирала профессию не задумываясь, что этим мне нужно будет заниматься всю жизнь. Я понятия не имела, кто такие художники-скульпторы, но словосочетание мне понравилось. Я не тряслась, не боялась на экзаменах, свободно сдала специальность... И поступила.

Когда Евгения училась, на нее смотрели как на дитя природы, которое развивалось и росло по ее законам, а не по правилам каких-либо школ и направлений. Женя училась с удовольствием, от души, не встречая ни малейших препятствий. И пусть вам не кажется, что рассказ об учебе затянут - эти пять лет, если вдуматься, все же определяют жизненный путь и позволяют (или не позволяют) состояться в дальнейшем. Евгении повезло, что ее преподавателями стали люди, которые были безумно интересны и внешне, и внутренне. На них она подспудно равнялась всю жизнь. Папа же, все пять лет считавший, что дочь занимается архинесерьезным делом, примирился с ее профессией, только когда поприсутствовал на защите диплома. Институт был окончен, и новоиспеченному художнику предложили аспирантуру кафедры театра кукол. Казалось бы, все на ближайшие годы было расписано - диссертация, кандидатский минимум. И вдруг однажды она поняла, что ей суждено посвятить свою жизнь не тому, чтобы ставить спектакли, искать, творить, ошибаться, а тому, чтобы писать о чужих спектаклях.

- И мне стало абсолютно неинтересно, я подумала, что лучше буду делать их сама. Заниматься описанием чужих работ - что может быть обиднее для художника...

Запрограммированная жизнь рушилась. О Владивостоке, который был одним из пунктов распределения, Евгения понятия не имела. И для всех ее друзей и знакомых было очевидно, что она, всю жизнь прожившая в Ленинграде, останется здесь же: благо, имелось место главного художника городского дворца пионеров.

- Но я сказала, что хочу все заново. Вот так и оказалась здесь - с чемоданом, ребенком и этюдником под мышкой...

С 1976 года по сей день Евгения Турецкая - бессменный главный художник театра кукол. Административная деятельность, регалии - к ней это не имеет никакого отношения. Главное - работа. Театр кукол в этом смысле - объект специфический. Казалось бы, чем больше красок, ярких кукол, тем привлекательнее он для ребятни. А вот и нет, гораздо важнее, чтобы эти краски были продуманы, хорошо собраны, словом, чтобы спектакль был художественно сочинен. А еще важно, чтобы режиссер и художник находили общий язык, чтобы кукла изготавливалась в расчете на конкретного актера, чтобы у бутафора было хорошее настроение. И от многих-многих мелочей, которые обуславливают успех спектакля. Например, все сложилось в последней работе “Добрый доктор Айболит”. Это один из тех спектаклей, которыми Евгения Моисеевна довольна. Вспоминает она еще “Несусветную комедию”, “Приключения Дружка”, “Волшебную лампу Аладдина”...

За многие годы в театре Евгения Турецкая поняла, что с куклами едва ли проще, чем с живыми актерами. Есть люди, которые приходят и называют кукол игрушками. Игрушки - это совершенно другое. Понимание же куклы приходит постепенно, может быть, вот только сейчас ей открывается восьмой - десятый слой кукол, просто количество переходит в качество, приходит понимание магии театра кукол, когда они начинают жить своей, отдельной от создателя жизнью.

Евгения Турецкая не держит дома кукол, даже самых удачно исполненных. Как и не вывешивает на стены свои рисунки, потому что ей интересно только то, что еще не сделано. Наверное, она не сентиментальна. Хотя воспитывает ученицу, вкладывая душу.

- Наверное, необязательно кого-то учить, просто я увидела человека цельного, умного, с хорошими руками. Это как насчет дерева, которое должен посадить... Копаться в земле я не любитель, поэтому ничего не садила, а вот воспитать ученика... Думаю, что из Иры Цыпыловой получится хороший художник.

Оставляет Евгения Моисеевна за собой право на собственный, сугубо личный уголок в жизни. Это ее рисунки, условно названные “Сны о театре”, в котором, видимо, понятие “театр” намного шире традиционного. В этих “Снах...” - цветных и черно-белых - она становится самой собой. А ее триптих “Благовещение”, “Повеление бога Исааку”, “Рождество” - не дань моде на Библию, это ее представление вечных сюжетов. К сожалению, увидеть их можно только дома у автора, никаких выставок не предполагается. А может быть, так и лучше: нет заданного прицела “на зрителя”. Есть художник и его мир, в котором ему нескучно.

В театре тем временем готовится к постановке “Сказка о царе Салтане”, которую Евгения Турецкая уже ставила в Польше в г. Ольштин.

- Я уже делаю эскизы. Самая главная сложность - не повторить саму себя. До сих пор, надеюсь, этого не происходило.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера