Чтобы стать любимым вожатым...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Лето. Как же лучше в это время совместить приятное с полезным - то есть поработать и отдохнуть? Правильно. Нужно отправляться вожатым в лагерь отдыха. Это и зачтенная практика, и летнее беззаботное солнце, и хоть и маленькие, но деньги, и... масса впечатлений. Лагерь отдыха “Буревестник”, который находится в районе Садгорода, - одно из тех мест, где ежегодно проходят педагогическую практику 19-22-летние студенты владивостокских вузов

Вожатые бывают разные: строгие и добрые. Как-то много лет назад пришлось наблюдать и оригинальных представителей этой профессии. Одна девушка-педагог настолько сдружилась со своими “подопечными” - мальчишками, что сама же организовывала ночные вылазки - мазать зубной пастой девчонок. Правда, до конца смены вожатая не дотянула - за такие самовольства ее отправили из лагеря долой. Да, профессия вожатого требует крепких нервов и хладнокровия, любви и участия к каждому ребенку - к такому выводу можно было прийти после разговора со студентами-практикантами “Буревестника”.

Права и обязанности

В “Буревестнике” “чистыми” вожатыми были в основном только девушки. Парни же заняли должности плаврука, баяниста, руководителя пресс-центра и параллельно помогали девушкам.

Со своими правами и обязанностями, всей той ответственностью, которая возлагается на вожатого, большинство молодых людей перед поездкой в лагерь ознакомились на педагогической смене “Исток”. Там же разучивали игры, учились быть первоклассными организаторами. Конечно, как не переживать молодому вожатому только от одной мысли, что все, что бы ни случилось с ребенком, - его вина и родители при любой такой возможности имеют право подать в суд.

“Буревестник”

За Владивостоком - от Седанки до Угольной - находятся десятки лагерей. Некоторые из них остались ведомственными, то есть тот же “Буревестник” принадлежит Владивостокскому рыбному порту. В 15 минутах от лагеря - море; на его территории 3 трехэтажных корпуса, столовая, администрация - мини-гостиница; вокруг лесок и частные дома.

Двое суток, пока не завезли детей, будущие педагоги в буквальном смысле “пинали балду”: присматривались, гоняли чаи, рисовали всякие плакатики...

Дети

Первыми подъехали дети работников владивостокского хладокомбината - спокойные ребята, но возраст у них однозначно проблемный. Никакие игры им в 13 лет уже неинтересны, так как “мы уже не дети, мы - взрослые!”

Затем приехала целая делегация из Магадана, которым на родине пообещали не лагерь с традиционным “пионерским” режимом, а базу отдыха с домиками и морем.

Дети эти были намного сложнее местных. Речь - мат-перемат, “их национальная черта”, плюс неожиданно открытый вожатыми “комплекс Колымы”. Много хулиганов. Один в свои ...надцать лет уже убежденный наци. Первый их крик по приезде в лагерь: “Будем здесь куражиться!”, впрочем, не смутил вожатых, но в течение всей смены повозиться с магаданцами пришлось еще как (в первые дни вожатые как один сорвали голоса). Когда эти дети находятся вместе - начинают “выеживаться”, поодиночке же, что называется, “раскрываются” и выглядят интересными собеседниками даже для 20-летних вожатых. К чести своей, молодые педагоги просто решили помочь детям “сложного возраста”.

Режим дня

Традиционный для ребенка и ненормированный для вожатого. Потому как за детьми надо смотреть даже во время сна! Если для всех подъем в 8.00, то вожатый просыпается как минимум на час раньше. А так - все те же “тихие часы”, ужины-обеды-полдники, мероприятия, “вечера магии” и тому подобное.

Кормят отменно. Плотненький завтрак, традиционный обед с первым и вторым, полдник, 2 ужина. К слову, вожатому не положены ежедневно подающиеся к столу фрукты и овощи, а также второй ужин.

Отношения между вожатыми самые благоприятные: почти все друг друга знают по институту. После отбоя можно и пообщаться, поделиться своими проблемами. Согласно все тем же “правам”, вожатые не имеют права при детях курить, а тем более пить. Одна вожатая ходила покурить за пределы лагеря в одно дальнее местечко. Но каково же было ее удивление, когда в очередной раз на этом самом месте она обнаружила выложенное ветками “Мы вас любим”. Вот такие понимающие дети.

Коля и другие

Этот магаданский подросток стал настоящей проблемой для всех вожатых “Буревестника”. Хамил, никого не слушался, тем более вожатых. Оказалось, что мальчишка из трудной семьи, отчим постоянно бьет его, возможно, поэтому Коля озлоблен на весь мир. По словам вожатых, начальник лагеря в виде исключения позволила мальчугану курить.

Может быть, на таких трудных детях, как Коля, вожатые действительно раскрывали тайны педагогической профессии. Предоставили Коле свободу, и под конец смены он проявил себя неплохим ребенком.

12-летний Валентин один раз пришел к руководителям лагеря и спросил, нет ли в “Буревестнике” изолятора. Мальчуган был нелюдимым, постоянно плакал. Один раз даже сбежал в близлежащий лес. Но под конец смены, не без участия вожатых, стал более раскрепощенным...

Вожатые заметили, что дети уже не те, какими были они сами в их возрасте. Сейчас их уже не заманить цирком и йогами, устаревшими песенками и “общечеловеческими идеалами”. Чтобы их организовать, нет той же идеологии, положим, пионерской. 12-16-летние подростки анархичны и часто поступают в духе “стада”, чтобы не оказаться, как они сами выражаются, “лохами” и “шестерками”. А еще на подрастающее поколение должны обратить внимание собственные родители.

Смена позади

“Чтобы быть хорошим вожатым, нужно самому представить себя в роли ребенка”, - говорили практикантам уж куда более опытные старшие педагоги “Буревестника”. Именно говорили, потому как студенты работе с детьми учились сами, на собственных успехах и промахах. И, мало сказать, как было приятно студентам - будущим педагогам, когда дети с особой для их возраста искренностью говорили: “Вы наш любимый вожатый!”