Что отдашь - то твое

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Его голосу рукоплескали Париж и Нью-Йорк, Вена и Милан, Брюссель и Мадрид. Знаменитый тенор, народный артист СССР, солист Большого театра Зураб Соткилава, обладатель высокого оперного звания почетного академика знаменитой Болонской академии искусств почтил вниманием наш город.

- Зураб Лаврентьевич, общеизвестен факт, что вы когда-то были футболистом тбилисского "Динамо". Вы сейчас смотрите футбол как профессионал или как обыкновенный болельщик?

- Я футбол смотрю как заядлый болельщик. В Тбилиси люблю "Динамо", в Москве - "Спартак". И еще горжусь тем, что был когда-то капитаном юношеской сборной Грузии, чемпионом Советского союза. Вообще у меня много спортивных регалий.

- Вы бурно переживаете за любимую команду?

- Не то слово! Я вообще человек очень эмоциональный.

- А голосу это не вредит?

- Голосу много что вредит... Есть даже оперные партии, которые буквально "съедают" голос. Например, любимый мною Отелло в опере Верди. Паваротти не рискнул спеть его больше одного раза.

- Вы избегаете исполнять такие оперные партии?

- Я спел Отелло более пятидесяти раз.

- И мавр не покусился на ваше горло?

- (смеется). Ну на Дездемону я мало похож. Мне нравится, как сказал Шота Руставели, эту мысль можно отнести и к данному случаю: "Что отдашь - то твое".

- Хорошо сказано.

- (Повторяет фразу по-грузински). На грузинском еще лучше звучит.

- Зураб Лаврентьевич, вам есть с кем общаться на родном языке в Москве?

- Конечно. Мы дома общаемся на грузинском языке - жена, дочери. В столице сильная грузинская диаспора, и мой дом открыт для друзей.

- Ваши взрослые дочери нашли себя в музыке?

- Моя младшая дочь работает на телеканале НТВ, и к музыке имеет отношение постольку поскольку. В ближайшее время на канале выйдет ее передача об оперном искусстве и, как понимаете, не без моего участия. А старшая преподает в университете испанский язык.

- У российских телезрителей вызвал интерес концерт 3 знаменитых теноров у Эйфелевой башни, который был прокомментирован вами. Интересно узнать ваши впечатления.

- Мои эмоции прежде всего складывались из профессиональной оценки концерта. Конечно, это размах, это зрелище, это праздник. Но я-то знаю, что все это затевалось не только по поводу триумфа французского футбола. Часть сборов от концерта пойдет на сложнейшую операцию для Каррераса. У него серьезная проблема со здоровьем. И я, естественно, переживал за него и был рад его успеху, его выдержке. Ведь последнее время он не поет опер и вообще ограничил свою певческую практику. Безукоризненно работал Лучано Паваротти. А вот на то, что все арии, спетые Пласидо Доминго, были странспонированы на тон ниже, слушатели и зрители даже не обратили внимания. Мне же это о чем-то говорит. Много номеров было исполнено прекрасно. А в конце Доминго "дал петуха". От этого не гарантирован ни один певец. Мы же все живые люди.

- Выходит, что и ваша оперная карьера не без "петуха"?

- Не люблю я эту "птицу". Уж лучше сациви из индейки, ей-богу.

- Предпочитаете грузинскую кухню?

- Совсем нет. С моей комплекцией не стоит зацикливаться на кулинарных изысках.

- Ваши мечты сбываются?

- Все, что я хотел спеть, я спел. У меня были почти все лучшие сцены. В Америке мне посчастливилось работать на сцене в Линкольн-зале. Это очень престижно, а главное - дорого. Но, клянусь вам, я его не покупал. Я выступал там с концертом на вечере русской музыки по приглашению дирекции Американ-опер-интернешнл. В штатах хорошо разошелся мой альбом фирмы SONY с русскими романсами и ариями из опер, что и стало поводом к приглашению. Успех был потрясающий. Возвращаюсь в Москву, думаю, сейчас начнут поздравлять, расспрашивать... Ни одна душа! Такое турне! США, Португалия, Италия... В местной прессе каждой из стран - отзывы, статьи. В Москве - тишина.

- Неужели у вас, народного артиста, признанного публикой, обласканного славой, есть потребность в отзывах и рецензиях?

- Представьте - есть. И хвалебные, и критические статьи одинаково полезны. Особенно критика - вещь хорошая. И отрезвляет, и на путь истинный наставляет. Но при условии, что этим занимается профессиональный человек. А то в одной итальянской газете появилось мнение, что оперу могут петь только итальянцы. Разве с этим можно согласиться, когда нашу русскую вокальную школу признали во всем мире! Сколько прекрасных голосов из России украшает оперные сцены крупнейших театров: "Ковен Гарден", "Метрополитен", "Дойче Опер", да в той же "Ла Скала".

- Для вас существуют идеалы в музыкальном мире?

- Я всегда преклонялся перед талантом Владимира Атлантова. Феноменальный тенор. Явление природы. В России не было такого голоса.

- А из молодых исполнителей, принявших участие в вашем концерте и в опере "Прекрасная мельничиха", вы пророчите кому-нибудь большое будущее?

- Они все талантливые исполнители, у всех звания, и у всех серьезная перспектива, как мне кажется.

- Зураб Лаврентьевич, когда вы возвращаетесь с гастролей, это для семьи событие или стало чем-то обыденным?

- Это, конечно, событие для моей семьи. Жена Элисо накрывает стол. Дочери оставляют свои дела. Но самая бурная реакция у моей любимицы - персиковой пуделицы Дени, Дуськи, как мы ее ласково зовем. Дуся уписывается от восторга. (Заразительно смеется.) А на мой голос реагирует моментально - встает на задние лапы.

- Полагаю, что ваши поклонницы как-то иначе реагируют на ваш голос?

- Был случай, когда на сцену вышла красивая девушка с цветами и сказала: "Вот теперь я хочу умереть". "Зачем умереть? - говорю ей. - Сейчас поедем в ресторан, будем пить грузинское вино и радоваться жизни".

- А что по большому счету составляет радость вашей жизни? Неужели гастроли?

- Главная моя радость - моя работа. А гастроли - ее немаловажная часть. Хотя тут не все гладко. Во Владивосток я попал случайно и даже принудительно. А что вы так удивляетесь?! Конец сезона, насыщенного выступлениями, перелетами... Я очень устал. Из-за перегрузок я был вынужден отказаться от намеченного выступления на открытии молодежных игр. Мы должны были вместе с Ларисой Долиной исполнять гимн. Не сложилось. Но в условиях очень неудобного для меня контракта был обозначен Владивосток. Ехал сюда без энтузиазма. Но, пользуясь случаем, хочу сказать, что у вас замечательная публика. Успех для меня, не сочтите за самонадеянность, дело привычное. Но не оценить искренности, прекрасной реакции зала просто невозможно. Я тронут.