Бои на автобусных маршрутах

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Если кому доводилось в час пик бывать во Владивостоке на площадке в районе улицы Фокина, где берет начало добрая дюжина автобусных и троллейбусных маршрутов, он не мог не поразиться обилию транспорта, скопившегося на этом небольшом пятачке. Остается только удивляться мастерству водителей, способных вывести неповоротливый автобус по узкой извилистой дорожке. Счет здесь идет буквально на сантиметры.

Есть в городе еще одно такое место - площадь Луговая. Даже расширенная после недавней реконструкции, она с трудом переваривает обилие автобусов и маршруток, развозящих пассажиров на Нейбута, Чуркин и Тихую.

Такое “деление” Владивостока доставляет множество неудобств его жителям: порой, чтобы добраться куда-нибудь, им приходится делать по две-три пересадки.

Решить все эти проблемы можно, достаточно лишь организовать новые маршруты, которые бы напрямую связали все районы города. Это быстро сообразили предприимчивые коммерсанты, и вот разнокалиберные автобусы - от юрких “микриков” до суперкомфортабельных междугородных - начали колесить по улицам, развозя тех, кому не жалко 2-2,5 рубля. Благо, сейчас обильно строятся новые дороги и развязки, позволяющие быстро добираться в любой конец.

Казалось бы, городские власти должны только приветствовать подобную инициативу. На деле же все обстоит иначе.

Полгода назад ООО “Прим ЮрСервис” разработало 40(!) новых маршрутов. Надо отметить, что это предприятие - солидное и прежде чем заговорить об этом, провело серьезные исследования. Его специалисты изучали пассажиропотоки, трассу на маршрутах. Расписание составлялось с учетом мнения горожан: когда лучше отправлять автобус, большой или маленький, где делать остановки, - учтено было все. Дело стало за малым - получить разрешение. Вот тут-то и начались проблемы.

Все необходимые для открытия новых автобусных маршрутов документы были поданы в мэрию еще в мае 1998 года и прошли согласование специальной комиссии. В нее помимо представителя предприятия входили работники мэрии, органов дорожного надзора и госавтоинспекции. После этого уже согласованные документы опять были поданы в мэрию для получения разрешения.

Ответа же “ПримЮрСервису” удалось добиться только после обращения в антимонопольный комитет - почти 3 месяца чиновники не могли, а скорее всего не хотели решить этот вопрос. И вот что они в итоге предложили: “приступить к повторной работе по изучению и обследованию новых автобусных маршрутов новой комиссией”. А в эту самую новую комиссию вошли прямые конкуренты “ПримЮрСервиса” на рынке городских пассажирских перевозок - представители МУП ВАТО (бывшее ВПОПАТ), владивостокского трамвайно-троллейбусного управления и ООО “Грейс-Трейд”.

Остается только предполагать, какими соображениями руководствовались хозяева города, предлагая повторно согласовывать уже согласованные документы. И почему для некоторых предприятий было сделано исключение? Так, без всяких проволочек и каких-либо комиссий получили разрешение обслуживать новые маршруты ООО “ТрансЮс” (15 апреля 1998г.) и МУП ВАТО (21 сентября 1998г.). При этом были присвоены плоды труда “ПримЮрСервиса”, сделавшего все необходимые разработки.

Несмотря ни на что, автобусы “ПримЮрСервиса” какое-то время продолжали возить пассажиров по новым маршрутам. Но 3 ноября комиссия-конкурент вынесла постановление: движение прекратить! - не выдав никакого письменного подтверждения, что не позволяет теперь пострадавшей стороне обратиться в суд.

А ведь по большому счету пострадали все мы, жители города! Как было удобно добираться с “Маяка” на “Варяг”, с “Окатовой” - на “БАМ”. Как благодарны были горожане, получившие возможность экономить время, деньги и нервы! До сих пор они звонят в “ПримЮрСервис” и вопрошают: “Где автобусы?”

Возможно, скоро движение на новых маршрутах будет возобновлено. Пусть и совсем другой фирмой, почему-то больше приглянувшейся чиновникам из мэрии. И по большому счету для горожан это обстоятельство не станет определяющим при оценке предоставляемых в городе автоуслуг. Однако вся эта возня вокруг права на обслуживание тех или иных маршрутов, безусловно ставших достаточно прибыльным и относительно чистым бизнесом, уж очень сильно напоминает нам передел сфер влияния. Выстрелы на маршрутах, правда, еще не звучали...

Пока они обращаются в редакцию, которая все равно не сможет “развести” стороны. И что тогда остается конкурентам, если мэрия не возьмется “регулировать” маршруты на гласной основе - например, на открытых аукционах?