Битва за призывника

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Армия “стучится” в дверь

В общем-то это не особенно веселое занятие: ни свет ни заря ходить по квартирам, разыскивая уклоняющихся от службы недорослей. Во всяком случае ни прапорщику милиции Ниязу Садыгову, ни военкомовскому прапорщику Виталию Бойкову, участвующим в розыске, оно особого удовольствия не доставляет.

По первому же адресу испуганный голос из-за двери сообщил: сына нет дома уже третьи сутки, а где находится - и сами не знают. В следующем доме дверь также не открыли. На нашу просьбу впустить в квартиру поинтересовались наличием ордера. Впрочем, далеко не все так хорошо подкованы юридически. Многие без всякого стеснения приглашают пройти, дабы мы собственными глазами убедились в отсутствии призывника. Но в одной из квартир нас ждала удача - разыскиваемый собственной персоной открыл нам дверь. Оказывается, ни от кого он прятаться и не собирался, а на медкомиссию не приходил потому, что давно восстановлен в университете и продолжает учебу. По всему получалось, что это какая-то ошибка. Для того чтобы разобраться и в будущем уже не дергать парня по “пустякам”, ему предложили проехать в военкомат. Никаких возражений с его стороны не последовало. Кстати, как позже выяснилось, никакой ошибки не было: на самом деле горе-студент был уже повторно отчислен из-за академической неуспеваемости. По словам прапорщика Виталия Бойкова, далеко не все “уклонисты” сдаются без боя. Во время предыдущего рейда один такой отчаянный выпрыгнул с балкона третьего этажа. Шею, к счастью, не свернул, а вот ноги сломал.

В общем-то и раньше работникам военкоматов приходилось буквально из постелей вытаскивать уклоняющихся от службы призывников. Правда, до сих пор количество таких “воинов” в Ленинском районе города не превышало 5-7 человек. Этой же осенью в данной категории - каждый пятый. Причина, пожалуй, не только в том, что наша жизнь стала хуже в три раза (переживали времена и потяжелее), но и в окончательно сформировавшемся у многих недоверии к государственной власти. После августовского кризиса трудно убедить кого-либо в том, что государственные интересы еще каким-то образом пересекаются с интересами простых граждан. Говорить же громко о необходимости защиты государственных интересов вообще опасно: вполне всерьез могут дать по голове. И одно дело, когда такой подход формируется на обывательском уровне и совсем другое, когда он начинает укрепляться на уровне власти.

Черепков “подвесил” военкоматы

Городская администрация решила, что функции, выполняемые военкоматами, никакого отношения к городу не имеют. Потому их финансирование может быть чьей угодно проблемой, но только не муниципальной власти. В одном из своих публичных заявлений Черепков развил эту мысль и пояснил, что раз уж военкоматы сняты с городского финансирования, а на государственное не поставлены, значит, теперь они висят в воздухе! Как будто постановление правительства № 979 от 19 августа 1994 года “Положение о военных комиссариатах”, касающееся всех российских городов, к Владивостоку никакого отношения не имеет. К тому же военкоматы не просят денег для выплаты зарплаты своим сотрудникам или для обеспечения сугубо внутренних нужд. Речь идет лишь о финансировании расходов, связанных с призывом, и оплате коммунальных платежей, что предусмотрено постановлением правительства. За электричество Ленинский военкомат не платит уже год, а бензин приобретается на личные деньги военкома.

И все это, кстати, не столько в интересах армии, сколько в интересах жителей города. Ведь если комиссия будет работать нормально, то у призывников, имеющих заболевания, не позволяющие нести им службу, или какие-то обстоятельства, дающие право на отсрочку, будет гораздо больше шансов остаться дома. Многие, наверно, неоднократно слышали о плохой работе призывных комиссий, по вине которых в армию попадают серьезно больные люди. А какой эта работа может быть еще, если расходы на медобследование, анализы и даже саму медкомиссию никем не покрываются? У военкоматов нет денег ни на типографские бланки, ни на бумагу, необходимую для оформления дел призывников, не годных к службе по состоянию здоровья, имеющих право на отсрочку, и многое другое.

Несмотря на столь легкое отношение к призыву на воинскую службу, Виктор Черепков - капитан 1-го ранга в запасе при всяком удобном случае старается отметиться в частях, празднующих юбилеи. И почти каждое посещение сопровождается щедрыми дарами от городской администрации. К примеру, на проведение офицерского бала в честь юбилея ТОВВМУ и на подарок училищу было израсходовано свыше 120 миллионов неденоминированных рублей. Такой суммы вполне хватило бы, чтобы покрыть расходы на проведение призыва, по крайней мере, в двух районах города.

Лучше на службу, чем в тюрьму

Только по призывникам Ленинского военкомата в этом году было возбуждено три уголовных дела. И один из “уклонистов”, офицер запаса, выпускник Юридического института ДВГУ, уже осужден. Поэтому прежде чем сорвать свой собственный призыв на службу, как следует подумайте о возможных последствиях. Тем более что сегодня 80 процентов призывников остаются проходить службу в Приморском крае и на Тихоокеанском флоте.

- Бывают обстоятельства, которые не попадают под законодательство, но чисто по-человечески очень понятны,- говорит начальник Ленинского военкомата полковник Владимир Бадеев. - Конечно, полностью освободить от службы мы не можем, но оказать посильную помощь даже при распределении по частям вполне в состоянии. Однажды мы собрали родителей призывников и показали, как и в каких условиях живут и служат солдаты одной из воинских частей, расположенных в городе. Правда, после этого пришлось достаточно много побегать по инстанциям, так как группа родителей изъявила непреклонное желание, чтобы их дети служили именно в данной части. Но уж лучше так, чем противостоять закону и делать из восемнадцатилетнего парня преступника. Поэтому говорю всем родителям призывников Ленинского района: лучше прийти в военкомат заранее, объяснить свои страхи и сомнения, вместе мы обязательно что-нибудь придумаем.

Впрочем, бывают и другие ситуации. Буквально на днях мама одного из призывников с очень большим дефицитом веса (рост 190 см, вес 60 кг) буквально умоляла военкома как можно скорее забрать ее сына на службу - просто потому, что в сложившейся ситуации не имеет никакой возможности его прокормить. А будущий рядовой Супрун, прибыв задолго до назначенного времени в военкомат, был всерьез расстроен из-за того, что отправка в войска была отложена еще на сутки. Разумеется, большинство призывников и их родителей не испытывают никаких восторгов по поводу предстоящей встречи с армейской действительностью. И сообщения об этой самой “действительности” мало кому могут внушить оптимизм. Но согласитесь, что криминальные сводки еще страшней. А кто может дать гарантию, что именно ваш взрослый и вполне самостоятельный ребенок, лишенный возможности работать и учиться, однажды не окажется в такой ситуации, по сравнению с которой армия покажется настоящим спасением?