Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Жизнь

Беседа с человеком, который учит других летать

Беседа с человеком, который учит других летать

/font>

Взять профессию под крыло

Они уверены, что человек произошел не от приматов, а от птиц: только потомков пернатых так неудержимо тянет в небо. Природа когда-то давным-давно лишила их крыльев, но они сделали себе новые. Они - это приморская федерация сверхлегкой авиации (ФСЛА). Наш корреспондент беседует с председателем федерации Александром Яковлевым:

- Безусловно, главное в нашей деятельности - объединить всех любителей малой авиации, имеющих или желающих приобрести сверхлегкие летательные аппараты. Ведь, как выяснилось, таковых в Приморье уже около 200, но беда в том, что в летном деле они в основном дилетанты. А это представляет серьезную опасность как для них лично, так и для окружающих. Не случайно только за последнее время потерпели аварию 2 “неорганизованных” дельтапланериста, аппараты которых да и сами пилоты не имели соответствующих документов. И вот наша федерация взяла на себя функции подготовки пилотов сверхлегкой авиации, а также технической комиссии, контролирующей состояние аппаратов и обучающей людей основам их конструирования. Кроме того, мы ведем работу по обеспечению членов федерации аппаратами промышленного производства. Сертифицированными - значит надежными в эксплуатации. К сожалению, сегодня такая техника мало кому доступна по цене, так что пока летаем на самодельных конструкциях.

- Ограничивается ли деятельность федерации любительскими интересами?

- Я бы хотел напомнить кое-что из недавних времен, когда существовал ДОСААФ. К началу 90-х годов только в Арсеньеве при аэроклубе работало несколько воздушных секций - планеристов, парашютистов, пилотов-любителей. ДОСААФ был организацией, пользовавшейся поддержкой государства. И у ее руля стояли, как правило, люди с известными на всю страну именами. Например, четырежды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и трижды Герой Иван Кожедуб. Оба - маршалы авиации. Уже только одно это говорило об отношении государства к массовому обществу, действительно ковавшему для страны кадры оборонно-технического профиля. И для авиации, в частности. К сожалению, правопреемник ДОСААФа, нынешнее РОСТО, уже другая организация. Без материально-технической базы, без средств государственной поддержки и, я бы сказал, без имени.

Но одновременно происходит и другое. Нынешнее состояние воздушного флота России вряд ли можно назвать удовлетворительным. Продолжает падать престиж профессии пилота. И в этих условиях мы хотим не просто взять под свое крыло любителей сверхлегкой авиации, а вновь заразить как можно больше молодежи любовью к небу. Через авиамоделизм, планеризм, СЛА. Мы хотим, чтобы слово “пилот” вновь зазвучало во всей своей значимости, а в итоге - сохранить для страны одну из важнейших профессий.

Дельталет на границе: мне сверху видно все

- Причем, насколько мне известно, федерация пытается найти практическое применение своим летательным аппаратам...

- Вообще-то диапазон использования СЛА очень широк. В Приморье дельталеты применялись в агротехнике рисовых полей и в ситуациях, которые называются чрезвычайными. А сегодня мы проводим интересный эксперимент с руководством Уссурийского казачьего войска. Дело в том, что при чернышевском профтехучилище в Анучинском районе создан казачий лицей, и одним из предметов обучения здесь является дельтапланеризм. Предполагается, в частности, что лицеисты будут нести службу по охране государственной границы в должности пилота дельталета. Представляете, насколько может быть это эффективно? Ведь пограничник, пролетая на малой высоте и с малой скоростью, все на местности видит отлично. В случае нарушения границы по его сигналу тут же с заставы появится наряд и произведет задержание. И в экономическом плане это смотрится перспективно - дельталет расходует совсем немного топлива.

Полеты во сне и наяву

- А теперь - об итогах минувшего сезона. О ваших планах на будущее.

- Проведено 6 слетов СЛА, на которых было представлено более 20 летательных аппаратов. Слеты - это творческие семинары, включающие обмен опытом, общение с профессионалами летного дела, укрепляющие навыки пилотирования. Здесь же происходит знакомство с лучшими достижениями в области самодельного конструирования сверхлегких летательных аппаратов. Кроме того, мы проводили учебные сборы, в ходе которых члены федерации повысили уровень подготовки по основам конструирования СЛА, обеспечению безопасности полетов и ряду других вопросов. В целом за минувший период федерация выросла и количественно, и качественно, наладила добрые связи с рядом государственных и коммерческих структур.

Надо отметить пополнение федерации техническими новинками. Например, пилот-любитель Иван Омелюх из Дальнегорска продемонстрировал автожир. Его машина легкоуправляема, проста конструктивно и изготовлена из доступных материалов. Электрик владивостокской ТЭЦ-2 Геннадий Цукалов собрал микросамолет схемы “биплан”. После его демонстрации на одном из слетов Геннадий вместе с поздравлениями получил свидетельство об изготовлении воздушного судна с присвоенным бортовым номером по реестру ФСЛА, а также допуск к полетам. В небе Артема находкинец Анатолий Жога показал приличный пилотаж на самолете “Авиатика-890У” производства МАПО им. Дементьева. Укрепилась материальная база федерации. Так, в Находке организован спортивно-технический детско-молодежный клуб. Такие же клубы планируем открыть во Владивостоке, Артеме и Арсеньеве. Число дельтаклубов возросло с 9 до 13.

О планах. Деятельность федерации в дальнейшем предусматривает применение сверхлегких аппаратов как на охране государственной границы, в случаях “ЧС”, так и на охране лесов от пожаров, патрулировании линий электропередачи, автодорог - совместно с сотрудниками ГАИ. Но я бы хотел сказать и другое. Мы ставим вопрос о развертывании производства СЛА в Приморье. Дело в том, что в странах АТР нет завода, аналогичного нашему “Прогрессу” с его высочайшими авиастроительными технологиями - сама судьба дает нам шанс не только летать на аппаратах промышленного изготовления, но и завоевать рынок сбыта сверхлегких летательных аппаратов. Однако наш “Прогресс” стоит в ожидании госзаказа на “Черную акулу”, а тем временем японцы предлагают открыть для граждан этой страны в Арсеньеве вертолетную школу. Глядишь, следом они и свое производство малой авиации в цехах “Прогресса” развернут. И будут делать на этом большие деньги. К примеру, МАПО им. Дементьева продает свои СЛА по 26-35 тыс. долларов США, имея при этом солидный пакет заказов.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера