Асоциальный, но жизненный “Сплин”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Концерты лучших новых групп нашей страны проходят этим летом во Владивостоке. Вслед за родным “Мумий Троллем” приехал не менее любимый среди молодежи питерский рок-состав “Сплин”, известный благодаря хит-синглам “Орбит без сахара”, “Любовь идет по проводам” и “Выхода нет”. Музыканты привезли с собой программу “Гранатовый альбом”, в которой, собственно, и представили все главные моменты своего творчества.

Честно признать, шоу питерцев в целом уступало недавнему троллевскому драйву с концептуальным видеорядом, “дымом” и энергетическим вампиризмом Лагутенко с фанатами. Но все же концерт “Сплина” был не менее интересным. Потому что благодарные зрители наблюдали рок-группу, рискующую стать одной из самых ценных в истории русского рока. Мало сказать, что Александр Васильев и его “оркестр” - это не только традиционно сильные в русской рок-культуре лирика и образность (“любовь - это когда хорошим людям плохо”), но и нетрадиционно сильная для России мелодика. Это еще и песни на все случаи жизни.

А какое звучание было на концерте! Необычайно нежная ритм-секция, красивые вкрапления акустической гитары Васильева, гармоничная игра клавишных. Какие-то замысловатые (милиционерам была посвящена песня со словами “Катись, колесо, отсюда”), но острые тексты... Однофамилец известного банкира гитарист Стас Березовский отмачивал на своем инструменте соло-пассажи, не забывая про партии бэк-вокала - имитации телефонных разговоров и этнических песнопений. Похоже, известное увлечение вокалиста-лидера “Сплина” даосизмом и этнографией не прошло даром и в ДКМе: Васильев - в каком-то киргизском чепчике и тюркской рубашке, а из уст вырываются “лама, давай” и те самые дифирамбы ВладиВОСТОКУ.

После концерта корреспондент “В” взял интервью у участников группы “Сплин” и персонально - у солиста Александра Васильева. Поразили доброжелательность музыкантов и полнейшее отсутствие позерства, так свойственного представителям отечественного шоу-бизнеса.

- Вас сейчас противопоставляют друг другу с “Мумий Троллем” и в то же время находят что-то общее...

“Сплин”: - Общее у нас лишь одно - мы новые группы. А так... всякие сравнения с кем бы то ни было просто неуместны. Мы же не лошади на скачках.

- Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы заметили интересных музыкантов из провинции? В интервью одному из журналов вы были смелы: “Нужно просто работать - писать, репетировать, играть. Главное - самому не протухнуть. Мы всегда руководствовались булгаковским принципом: никогда ни у кого ничего не проси - сами придут, сами все предложат”...

“Сплин”: - На самом деле прорваться можно каждому, кто этого действительно хочет и заслуживает. Записываешь демо-кассету, отсылаешь на все студии. Да и есть много продюсеров, разъезжающих в поисках новых талантов. И если идея интересная, она не пропадет просто так. А “на халяву” никто еще не выбивался в люди. Все зависит от стараний самих музыкантов.

Александр Васильев: - Я знаю, что вслед за “МТ” из Приморья выйдет еще немало классных групп. Обычно просто так это все не заканчивается. К слову, в каждом городе, где бываем, бросаем клич, чтобы нам приносили кассеты со своими записями. Вот во Владивостоке уже 2 принесли - “Карамазофф байк” и сборник.

- Вы ощущаете себя “рыбами без трусов” не только на сцене, но и в жизни?

“Сплин”: - Скорее нет, чем да. Вообще это иронический персонаж довольно панковской песни.

А. В.: - Конечно, ощущаю. Но бывают состояния еще хуже - это когда полная свобода. Для этого, как ни крути, нужна определенная доля наглости.

Я бы сказал, что “Рыба без трусов”, да и в целом все наши песни - асоциальные, но достаточно жизненные и реалистичные.

- Александр, вы утверждаете, что носите одежду для независимых людей. А в жизни, по большому счету, вы независимый человек?

- Это всегда связано с какими-то обстоятельствами... Скажем так: я завишу, но сам не лезу в зависимость.

- Из каких семей вы вышли?

- У клавишника Николая Ростовского родители - музыканты. У барабанщика Николая Лысова мать - учительница, а отец - рабочий. Басист Александр Морозов из журналистско-инженерной семьи, а у гитариста Стаса Березовского дед был конокрадом на Украине, а родители - из технической интеллигенции.

- Когда выйдет ваш следующий альбом? На мой взгляд, самая сильная из всех работ “Сплина” - “Коллекционер оружия”.

“Сплин”: - Нам больше всего нравится будущий. Возможно, он выйдет зимой. Но обещаем, что работа будет из ряда вон выходящая, совсем не похожая на прежний “Сплин”.