60 лет отдано хлебу насущному

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В ее старой, с полинявшими страницами трудовой книжке одна-единственная запись: ”7.10.37 г. принята на работу”. Слишком просто для человека с такой необычной биографией. Юбилей, который старейший работник “Владивостокского комбината хлебопродуктов” Килина Карповна Харитонова отпраздновала в ушедшем 1997-м, иначе как фантастическим не назовешь. Представить такое почти невозможно - 60 лет (!!!) на одном предприятии! Кто-то в шутку скажет: “Что вы, столько не живут, и уж тем более не работают...” Работают, да еще с каким пылом!

Килина - имя украинское. Родом наша героиня из Киевской области. Воспитывалась в детском доме (родители погибли в голодный 1932-й). “Одно из самых сильных воспоминаний детства - я лежу на кровати без движения. И вдруг входит какая-то женщина, поднимает мне голову и буквально вливает в меня, обессиленную от недоедания, стакан горячего молока. Это меня и спасло”, - рассказывает Килина Карповна.

Во Владивосток попала в 1937-м по комсомольской путевке. Улыбчивая, курносая девушка с двумя толстыми косами - такой она приехала сюда. Вместе с ней в товарном вагоне через всю страну прибыли еще 20 молодых девчат - те, кто не боялся начать жизнь с нуля на новом месте.

На “Дальзавод” 16-летнюю Килину не взяли из-за возраста. Сказали: “Мала еще, через 2 года приходи”. На комбинате хлебопродуктов тоже не ждали с распростертыми объятиями. Приняли, но с условием: “Посмотрим, как будешь работать”. И она старалась как могла - без обеда, в 2 смены, не жалея сил. Через месяц ее усердие оценили, и Лена (так попросту звали ее товарищи по работе) стала лаборантом “Владивостокского комбината хлебопродуктов”. В общежитии ей выделили комнатку в подвальном помещении, внутри тумбочка да кровать - и на том спасибо.

На новом месте взялась за дело с таким задором, что все просто диву давались - откуда у нее столько сил? В любую, даже самую монотонную работу бросалась с крестьянским азартом, будто это жатва или посевная.

“Таких добросовестных, как Харитонова, еще поискать надо. Бывало, остаемся с ней в ночную смену. Спать хочется - сил нет, я нет-нет да и начну клевать носом, а она ни на минуту глаз не сомкнет”, - вспоминала одна из ее бывших коллег.

Затем была служба в охране, “на мельнице”. В войну Килине Карповне пришлось работать грузчиком. Не женское это дело - 70-килограммовые мешки с мукой на себе таскать. Но мужчины ушли на фронт. А те, что остались, не всегда могли справиться с такой ношей. Однажды на глазах у Харитоновой случилась настоящая драма: единственный мужчина в женском коллективе “грузчиц” взвалил на плечи мешок, пошатнулся и упал замертво. А бабоньки - народ стойкий, все выдержали.

Сослуживицы называли Килину Карповну мамой. Она и была для них как мать - заботливая, внимательная. Случись с кем-нибудь беда - первой отзовется.

За свой добросовестный труд Килина Карповна получила столько благодарностей, почетных грамот, что ими можно было оклеить сверху донизу ее 2-комнатную квартиру. Так и хочется спросить: “А для чего? Откуда такая “производственная ненасытность”?” Ведь не ради этих цветных бумажек надрывалась всю жизнь... Да просто не могла она по-другому, не умела работать спустя рукава!

Кроме работы есть у Килины Карповны еще одна страсть - путешествия. За свои 76 лет разве что в Америке побывать не успела... “В Болгарии прямо как у нас, - говорит она, - люди душевные, а в ресторанах грязновато. Северная Корея меня поразила. Представляете, в столице КНДР выстроили гостиницу в 95 этажей, без техники, одними руками. А живут в нищете. В Японии - мосты, подземные переходы и виадуки. Везде так чисто, красиво...”

На свою последнюю поездку (позапрошлым летом была в Муданьцзяне) Харитонова заработала сама. Пенсии и небольшой зарплаты (теперь она подрабатывает на родном предприятии уборщицей) хватило и на дорогу, и на отдых.

Своей самостоятельностью и легкостью на подъем Килина Карповна очень гордится. “Чем сидеть на лавочке и кости прохожим перемывать, лучше делом заняться, квартиру прибрать, обед приготовить”, - считает она. К слову, домочадцы (внучка Ирина и правнучка Юля) обожают бабушкину огуречную солянку, тортики и прочие вкусности.

У кого-то безукоризненная трудовая биография Харитоновой вызовет восхищение, другие скептически усмехнутся про себя: “Очень нужно, 60 лет вкалывать за “спасибо”. Особенно сейчас, когда скакать с места на место каждые полгода в поисках работы полегче да зарплаты повыше стало нормой.

Тем значительнее выглядят на этом фоне трудовые заслуги Харитоновой. 60 лет на одном предприятии - ведь это целая жизнь!

“Сбросить бы пару десятков лет, я бы еще молодых за пояс заткнула, - улыбается Килина Карповна. - Уж 21 год на пенсии, а как с работой расстаться, до сих пор представить себе не могу”.