Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Жизнь

30 лет со дня гибели подлодки "К-129": ветераны ТОФ просят американцев приоткрыть карты

Мы надеемся, что находящийся сейчас в Приморье посол США в России Дж. Ф. Коллинз поможет приоткрыть тайну гибели советской субмарины

В 1974 году американцам удалось поднять часть корпуса советской подлодки “К-129”, затонувшей 8 марта 1968 года в центральной части Тихого океана на глубине 5 с половиной тысяч метров.

Судьба этой лодки и причина ее гибели до сих пор окутаны тайной. В декабре 1967 года лодка вернулась из похода, а в феврале была вновь направлена в море. Экипаж формировался в спешке, поэтому до последнего времени назывались и разные цифры. Сейчас считается, что на субмарине было 97 человек. Лодка вышла со своей базы 24 февраля и через полторы недели не вышла на связь. Полагают, что она погибла 8 марта, значит, в этом году исполняется 30 лет со дня трагедии.

Об этой трагедии мы и беседуем с контр-адмиралом Юрием Максименко, бывшим начальником разведки ТОФ:

- Юрий Спиридонович, что случилось с лодкой?

- Точно никто не знает. Но многие наши специалисты убеждены, что она столкнулась с американской подлодкой “Суордфиш”. Советские и американские подводники караулили корабли друг друга и старались незаметно сопровождать. Случались и столкновения. По крайней мере, факты говорят о том, что через несколько дней после того, как “К-129” не вышла на связь, в японский порт Йокосука пришла американская лодка с повреждениями надстройки и носовой части.

- Удалось ли нам найти место гибели лодки?

- Только приблизительно. Поисково-спасательные операции продолжались более 2 месяцев, примерный район гибели был определен, но останки лодки обнаружены не были. А спустя 6 лет мы получили сообщение, что в этом районе появилось американское судно “Хьюз глобал эксплоурер”, которое явно вело какие-то работы. Конечно, мы догадывались, что интересует американцев, но те действовали скрытно и не дали повода предположить, что они собираются поднять нашу лодку с такой глубины.

- Как же им удалось так точно определить место гибели “К-129”?

- Это тоже загадка. Проще всего предположить, что американская подлодка следила за нашей. В прессе США сообщалось, что обнаружили место гибели по небольшому взрыву, который зафиксировала их гидроакустическая система контроля за передвижением судов. Но у нас нет оснований считать, что причиной гибели лодки был взрыв.

- Как же американцы подняли лодку с такой глубины?

- Это была уникальная операция, и до сих пор многие ее подробности неясны. Были построены специальное судно и баржа. Американским журналистам потом разрешили побывать на судне “Хьюз глобал эксплоурер”, в печати появились его фотоснимки и описания. А вот фотографий баржи практически нет, только рисунки. У нас есть основания считать, что операция по подъему лодки проводилась вовсе не так, как это описывалось.

- Почему вы так думаете?

- По роду службы. В американской прессе сообщалось, что при подъеме нашей лодки на половину глубины ее корпус разломился. И в захватах осталась только носовая оконечность. В ней были обнаружены тела 6 наших подводников, которых с почестями перезахоронили в море возле Гавайских островов. Материалы об этом, фотографии, фильм о церемонии были переданы нашей стороне. В то же время в прессе мелькали сообщения, что были подняты тела не 6, а 60 или даже 70 советских подводников.

На наш взгляд, американцы знали, что корпус лодки разломился при ее гибели, и они целенаправленно поднимали не только первый-второй, но и третий-четвертый отсеки. Это центральная часть лодки, там находились шифры и ракеты. И конечно, американским разведчикам незачем было сообщать, что именно они подняли.

- Как же, по-вашему мнению, проходил подъем?

- Нам удалось хорошо рассмотреть баржу, которая скорее всего представляет собой специальную камеру-док для глубоководных работ. Скорее всего этот док просто накрыл собой останки лодки, потом его нижние створки сдвинулись.

- А как удалось так хорошо рассмотреть эти суда?

- Разведка Тихоокеанского флота предпринимала разные действия, чтобы отслеживать интересующие нас события. Так, можно сказать, что наши люди были рядом с этими судами, когда они в августе 1975 года проводили какую-то операцию в бухте Исмес-Ков острова Сан-Каталина недалеко от побережья полуострова Калифорния. Рядом с ними был и плавучий кран. Вполне может быть, что здесь на специальном полигоне и были положены на дно останки “К-129”, которые были предварительно изучены.

- Может ли сегодня российская сторона требовать, чтобы США вернули нам корабль и то, что было на нем?

- В арсенале действий разведки есть и такой способ, как похищение вооружения или имущества противника. Я помню случай, когда наш корабль поднял с воды ракету, запущенную американцами. Мы только начали ее изучать “нетехнологичным способом” - то есть попросту вскрыли так, что обратно уже не собрать, но не успели добраться до головной части, как американцы затребовали ее обратно. И мы вернули. И к нам никаких претензий не было. Так что и в этом случае, что было - то было. США провели уникальную операцию и достигли целей, которые они перед собой ставили. Время изменилось, мы уже не противники. Поэтому мы и надеемся на взаимопонимание с американской стороной.

Совет ветеранов Тихоокеанского флота обращается к соответствующим учреждениям США с просьбой ответить на 2 вопроса.

Так сколько же человек команды было поднято и где они захоронены?

Были ли определены причины гибели “К-129”?

Мы понимаем, что руководство США вряд ли пойдет на дополнительное раскрытие обстоятельств операции по подъему “К-129”. Но мы будем признательны, если консульство США во Владивостоке поможет нам в установлении контактов, необходимых по этому поводу.

В этом номере:
Выше некуда

Рост цен на рынке недвижимости Владивостока в мае-июне наконец-то приостановился. Об этом корреспонденту "В" сообщил директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей Косиков.

На заметку

Вечер памяти первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Казакевича пройдет сегодня в музее имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Положительный имидж дворника

Управляющая компания Фрунзенского района Владивостока решила бороться за престиж рабочих специальностей, проводя соответствующий конкурс на подведомственных территориях.

Граница международных учений

Во Владивосток из южнокорейского порта Пусан вернулся пограничный сторожевой корабль "Приморье", который принимал участие в форуме пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В учениях на море были задействованы моряки из России, Японии, Республики Корея, США, Канады и Китая.

Ученые недовольны

Ученым Российской Академии наук не нравится технология проведения реформ, которые затеяло правительство РФ до 2008 года. К примеру, в профсоюзной организации ДВО РАН возмущены тем, что придется сокращать не ставки (как планировалось), а живых научных работников.

Последние номера