АЭС в Приморье: реальность или утопия?

Судя по высказываниям, сделанным весной 2006 года сразу несколькими высокими федеральными чиновниками, можно сделать вывод о намечающемся усилении роли атомной отрасли в российской энергетике и экономике в целом. Возможно, именно с этим расчетом предприняты и последние кадровые перестановки (с ноября по март сменились руководители как Федерального агентства по атомной энергии, так и концерна "Росэнергоатом").

14 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1963 от 14 июнь 2006

Судя по высказываниям, сделанным весной 2006 года сразу несколькими высокими федеральными чиновниками, можно сделать вывод о намечающемся усилении роли атомной отрасли в российской энергетике и экономике в целом. Возможно, именно с этим расчетом предприняты и последние кадровые перестановки (с ноября по март сменились руководители как Федерального агентства по атомной энергии, так и концерна "Росэнергоатом"). Не исключено, что "перегруппировка" атомных сил затронет и Приморье: начиная с марта возобновились подзабытые было разговоры о возможности строительства Приморской АЭС...

Президент требует гигаватт

Помимо Федерального агентства по атомной энергии (Росатом), проводящего государственную политику в соответствующей сфере, существует ФГУП "Росэнергоатом" - эксплуатирующая организация, управляющая всеми российскими АЭС, в том числе строящимися и проектируемыми. Именно руководитель этого концерна Станислав Антипов еще 14 марта заявил: по предложению РАО "ЕЭС России" рассматривается возможность строительства на Дальнем Востоке двух АЭС с расчетом на экспорт энергии в Китай (буквально день спустя г-н Антипов ушел с этой должности, став советником главы Росатома Сергея Кириенко, но не в этом дело). "У нас есть две площадки - для строительства Приморской АЭС и Дальневосточной АЭС, но пока это обсуждается не как коммерческое предложение, а как идея", - добавил Станислав Антипов. Несложно догадаться, кто стал вдохновителем этой идеи: как раз 14 марта президент Владимир Путин провел совещание на атомную тему и потребовал увеличить долю ядерной энергетики в России: "Доля выработки электроэнергии на атомных электростанциях в 2006 году у нас составит примерно 16 проц., так? Но если состояние отрасли сохранится в том виде, в котором мы сегодня об этом знаем, то через несколько лет доля атомной энергетики в общей генерации страны уменьшится до 13 проц. Нужно не только сохранить эту долю, но и увеличить - во всяком случае, до уровня некоторых европейских стран, где она составляет 20 и более процентов". Накануне этого совещания Сергей Кириенко, в ноябре прошлого года назначенный руководителем Росатома, заявил на международной конференции по энергетической безопасности: Россия должна до середины XXI века "построить 40 гигаватт атомных электростанций". А Владимир Путин, несколько дней спустя встретившись с министрами энергетики стран "Большой восьмерки", повторил и для них: "Мы намерены увеличить долю выработки электроэнергии на атомных станциях на первом этапе хотя бы до 20 процентов. Во Франции, я знаю, это уже больше 80 процентов - по-моему, 85 процентов. Практически во всех европейских странах где-то 15-16. Даже в Германии, где коллеги объявили о сворачивании программ атомной энергетики, но и там сегодня это, по-моему, где-то 28 процентов". А значит, предстоит большая стройка. Весь вопрос в том, где именно.

Время собирать камни

Эти разговоры лишний раз доказывают, что все новое - хорошо забытое старое. Идея строительства АЭС в Приморье далеко не нова. В 80-е годы, правда, реализации этого замысла, как и развитию всей отрасли, сильно помешал "чернобыльский синдром". Но потом, когда он стал изживаться, а в России начали запускать новые энергоблоки, федеральные власти вновь вспомнили о Дальнем Востоке, где пока что действует только одна АЭС - Билибинская (да и то работает изолированно, обладает малой мощностью и уже считается выбывающей генерацией). Во Владивостоке с 1995 года действовала дирекция строящейся Приморской АЭС, занимаясь поисками подходящей для размещения станции площадки. Года три-четыре назад не особенно громко, но все же высказывались за развитие атомной энергетики в Приморье столь весомые лица, как вице-губернаторы Юрий Лихойда и Виктор Горчаков. В пользу строительства АЭС приводился целый ряд аргументов. Во-первых, это вопрос энергетической безопасности - приморцам не нужно объяснять, что такое нестабильное энергоснабжение. Во-вторых, атомная энергия - самая дешевая. В-третьих, это экологически чистое производство в отличие от тепловых электростанций, что бы ни говорили "зеленые" лоббисты. В-четвертых, специалисты говорят о скором выбывании ряда приморских тепловых электростанций, которые заменить пока нечем. Наконец, сегодня только и слышно разговоров о том, чтобы наладить экспорт электричества в Китай и другие страны АТР. Вот она, реальная точка роста и свидетельство заинтересованности государства в Дальневосточном регионе!

Если в 80-е годы расположить АЭС в Приморье помешал Чернобыль, то в 90-е - отсутствие средств. Навещавший четыре года назад Владивосток замминистра РФ по атомной энергии Валерий Лебедев сообщил, что на срок до 2007 года "инвестиционный портфель в отношении строительства атомных станций сверстан, Приморская АЭС в нем не фигурирует". В конце того же года дирекция строящейся Приморской АЭС была ликвидирована.

- Особенно важно, что президент, подробно описав цели развития ядерной энергетики, впервые озвучил задачу реструктуризации отрасли: Это способ достижения поставленных президентом ранее задач: как минимум сохранение доли атомной генерации в энергобалансе страны на уровне 16 процентов, а к 2020 году увеличение ее до 22 и более процентов, т. е. до уровня европейских стран. Это требует от нас начала строительства двух энергоблоков в год в стране, и при этом одновременно мы должны занимать достойное место на международном рынке строительства АЭС. Это не менее важно, поскольку в ближайшие 30-40 лет без развития ядерной энергетики вопрос устойчивого развития в мире решен быть не может.
Сергей КИРИЕНКО, руководитель Росатома, 10 мая 2006 г.

Разброд и шатания на федеральном уровне

Сегодня, судя по заявлениям первых лиц государства, наблюдается некоторый ренессанс идей "мирного атома". Возможно, это связано с появившимися у России средствами, которых, как мы слышим, стало даже слишком много. Похоже, имеется и политическая воля - правда, пока еще не совсем оформившаяся. Возможно, заявления о возможности появления на Дальнем Востоке двух АЭС - некий пробный шар. Потому что единого государственного подхода к развитию отечественной энергетики при всем желании не наблюдается.

- Согласно опубликованным планам РАО "ЕЭС", на Востоке России планируется в первую очередь ввести новые мощности в объеме лишь 773 МВт (как следует из материалов заседания Совета при полпреде президента в Хабаровске 18 мая, названные 773 МВт - это введение в строй новых мощностей на Бурейской и Нижнебурейской ГЭС. - В. А.). В планах энергетиков значатся развитие существующих тепловых станций, строительство новых угольных, газовых и гидроэлектростанций, но АЭС нигде нет, - констатирует член-корреспондент Академии инженерных наук РФ Геннадий Липатников, возглавлявший дирекцию строящейся Приморской АЭС вплоть до ее ликвидации, а ныне работающий заместителем директора - главным инженером АНО "Примэнергосервис". - У меня такое впечатление, что единого подхода к развитию российской энергетики, во всяком случае в видимой части, нет. Атомщики заявляют о строительстве 40 новых блоков, но они никак не присутствуют в планах РАО. А как тогда соблюсти энергетический баланс? Когда мы занимались проектом Приморской АЭС, предполагалось построить два блока по 640 МВт каждый. Были грандиозные планы создать единую энергосистему Северо-Восточной Азии, мы подписали соглашение с Республикой Корея. Появление здесь атомного источника энергии означало бы обеспечение энергобезопасности не только для нас, но и для соседних Кореи, Японии. Это экологически чистое и эффективное с экономической точки зрения производство.

Добавим, что у России с Кореей разница во времени - два часа, а значит, не совпадают ежесуточные пики нагрузки. Более того, по словам Геннадия Липатникова, не совпадают и сезонные: в Приморье пик потребления приходится на зиму, а в Корее - на лето. А значит, не пришлось бы строить дополнительных станций.

- Изучая концепцию реформы энергетики, я обратил внимание на любопытный момент, - продолжает Геннадий Анатольевич. - Констатируются два факта: стоимость энергии на Дальнем Востоке выше, чем в остальных российских регионах, а основу энергетики ДВФО составляют морально и физически устаревшие тепловые электростанции. В скором времени они начнут выбывать. В чем же видят выход руководители РАО "ЕЭС России"? Они предлагают лишь изменить структуру управления. И только после этого реформирования "появится возможность оптимизации парка генерирующих мощностей". На самом деле необходим баланс между атомными, тепловыми и гидроэлектростанциями, что, кстати, и предполагалось еще в советское время. Причем этот баланс нужно рассчитывать, исходя в том числе из потребностей соседних стран. Китайцы, используя наши идеи, строят у себя АЭС, но в основном в южной части страны. На северо-востоке КНР вообще нет крупных современных электростанций, тогда как потребности растут:

Призрак бродит по Приморью...

Если заявления о возможности строительства АЭС на Дальнем Востоке все же вернутся в практическую плоскость, бесспорно, окажутся востребованными все проведенные ранее исследования. В Хабаровском крае, неподалеку от Комсомольска-на-Амуре, имеется полностью готовая площадка для АЭС. Она прошла все экспертизы, в том числе и экологическую, после чего была законсервирована до лучших времен. Две другие площадки находятся в Приморье: на стыке Дальнереченского и Красноармейского районов, а также в Яковлевском районе - примерно в 70 км северо-восточнее Арсеньева. Исследования обеих точек не были завершены, в том числе по причине нехватки средств. Но, учитывая не раз озвученные тем же Чубайсом планы по наращиванию экспорта электричества в Китай, стоит признать наиболее подходящей именно "арсеньевскую площадку".

Впрочем, о возрождении дирекции строящейся АЭС в Приморье пока ничего не известно. Губернатор Приморья Сергей Дарькин, которому корреспондент "В" задал соответствующий вопрос после заявления Станислава Антипова, был предельно лаконичен: "Вопрос о строительстве АЭС в Приморье в настоящее время не обсуждается". Кстати, когда подобные разговоры шли несколько лет назад, Сергей Михайлович всегда подчеркивал, что строительство атомной станции возможно только после положительного решения референдума приморского масштаба.

Еще одна деталь. Станислав Антипов ссылается на РАО "ЕЭС России", будто бы предложившее "Росэнергоатому" продумать возможности размещения АЭС на Дальнем Востоке. Однако председатель правления РАО Анатолий Чубайс вскоре после слов Антипова заявил в Москве журналистам, что в ближайшее время в планах РАО "ЕЭС" подобное строительство не предусмотрено: "В регионе и без того переизбыток энергии". Остается сделать вывод, что единой позиции по этому вопросу в Москве просто нет. Однако сейчас российская власть готовится к проведению встречи лидеров "Большой восьмер-ки" в Санкт-Петербурге, и, по словам Владимира Путина, на этом саммите будут обсуждаться "конкретные инициативы по безопасности энергосбережения, а также по развитию атомной энергетики". Не исключено, что атомный вопрос будет поднят и на заседании Совета Безопасности РФ, посвященном Дальнему Востоку. Когда оно пройдет - пока не известно, но президент Путин уже дал поручение своему полпреду в ДВФО Камилю Исхакову готовить это мероприятие.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, выступая 3 апреля 2006 года на IV энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке", заявил, что российские регионы выстраиваются в очередь за право строительства новых АЭС на их территориях. По его словам, "чернобыльский синдром постепенно уходит из сознания россиян, и все больше жителей страны выступают за строительство новых АЭС". Выдвинутую руководством Росатома и поддержанную президентом России Владимиром Путиным программу строительства 40 новых энергоблоков до 2030 года Зеленин назвал вторым крупнейшим атомным проектом страны (первым было создание атомной отрасли в 1940-е годы). По его словам, "только успешная реализация программы развития ядерной энергетики может решить проблемы приближающегося кризиса энергоснабжения и энергопотребления в целом ряде регионов России".
WWW.MINATOM.RU

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"