Новое поколение вселяет надежду

Благотворительный фонд Владимира Потанина, продолжая свою работу, отбирает все новых и новых молодых людей, способных изменить ситуацию в стране к лучшему. Уже не первый год приезжает на Дальний Восток исполнительный директор фонда Наталья САМОЙЛЕНКО, которая поделилась с корреспондентом "В" мыслями о роли благотворительности в современном мире.

30 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1955 от 30 май 2006

Благотворительный фонд Владимира Потанина, продолжая свою работу, отбирает все новых и новых молодых людей, способных изменить ситуацию в стране к лучшему. Уже не первый год приезжает на Дальний Восток исполнительный директор фонда Наталья САМОЙЛЕНКО, которая поделилась с корреспондентом "В" мыслями о роли благотворительности в современном мире.

Благодаря частным инициативам

Наша страна когда-то отличалась крепкими традициями благотворительности - ею занимались и царский двор, и дворяне, и купечество. Говоря современным языком, существовала социальная ответственность бизнеса, когда, развивая собственное производство, русские заводчики строили школы и амбулатории, думая о том, где будут учиться и лечиться рабочие и их дети. Оглядываясь назад, мы вправе гордиться теми достижениями, которые оказались возможными благодаря частным инициативам. Это музеи, картинные галереи, театры: При этом меценаты, следуя собственным увлечениям, помогали сохранять принципиально новые вещи, которые еще не воспринимались широкой публикой. Сегодня мы все знаем коллекции Щукина и Морозова.

Революция, безусловно, изменила ситуацию, но как только в современной России стали складываться крупные состояния, благотворительность возродилась. Это началось лет 15 назад. Мне довелось заниматься первым своим проектом в 1994 году. Масштабный проект "Культурное наследие России" доставил мне большое удовлетворение, ведь он был связан с областью моих профессиональных интересов как историка. Горжусь первым роскошным изданием, которое мы выпустили, - это географические карты, до тех пор находившиеся в спецхранах Ленинской библиотеки.

Однако после дефолта 1998 года произошли изменения в благотворительной деятельности. До революции, если человек хотел сделать что-то полезное, он занимался одним делом и честно говорил, что другими не интересуется. Всех осчастливить нельзя, необходимо сконцентрироваться на чем-то, что является главным. В 98-м в рамках нашей компании была проведена ревизия наработанного и избрано направление, которое посчитали наиболее важным, - поддержка талантливых молодых людей, которые должны остаться в нашей стране, активно двигаться дальше и тянуть за собой остальных. Мы пошли по пути стипендиальных программ, в основе которых лежит не раздача денег наиболее слабым, а работа с успешными ребятами, дающая им стимулы и дополнительные возможности для самореализации. В нашей стране такого рода программ будет много, естественно, появятся также гранты для обучения социально незащищенных слоев населения. И они появляются. Мы же были первыми и решили направить усилия на поддержку и сохранение активных людей, которые будут работать на страну. Это программа личностного роста.

Только для отличников

Если говорить о главной программе (это цель моего приезда во Владивосток), то она осуществляется в 67 вузах страны. В ней у студентов разных специальностей равные возможности. Она ориентирована не только на тех ребят, которые интересны нашей корпорации, что принципиально. Мы открываем банк данных для всех заинтересованных людей - представителей бизнеса, государственных структур. При этом у нас очень жесткое требование - стать потенциальным участником программы имеет право студент, который в течение года учился только на отлично. Условно говоря, вступительный билет - зачетка с отличными оценками за две последние сессии. Когда-то я достаточно скептически относилась к отличникам, даже спорила с коллегами по этому поводу. Но потом поняла, что действительно нужно работать с людьми, которые умеют трудиться и хотят получать знания. Появилась статистика, и мы поняли, что имеем дело с другим поколением, которое отличается прагматичностью, нацеленностью на личностный успех, который они связывают с профессиональной реализацией. Они очень сильно отличаются от своих сверстников, их "не напрягает напрягаться". Вторая важная вещь заключается в том, что во время конкурсов они проходят через независимый отбор. У них проверяются личностные качества, которые остро необходимы в современных условиях. Это не просто лидерские характеристики, а те, которые определяют людей, нужных работодателю. Эти ребята должны быть способны воспринимать все новое, обладать хорошими коммуникативными навыками, могут организовать людей и "фонтанировать" яркими идеями. Если взять шкалу требований, выдвигаемых работодателями, и ту шкалу, по которой проводим отбор мы, они практически совпадут. В среднем по стране конкурс составляет 10 человек на место. Двадцатки сильнейших, которым уже назначена стипендия, встречаются на деловых тренингах, откуда и начинается дальнейший этап их роста. При этом ребята разрабатывают собственные бизнес-проекты, пробивают новые идеи.

Должна отметить, что активность не зависит от выбранной специальности. Во Владивостоке почти 15 компаний пригласили наших стипендиатов на свои предприятия для знакомства, ведь они заинтересованы в притоке молодых и способных.

Работать в своей стране

Студенты, знакомящиеся с современным производством, понимают, что и в собственной стране можно интересно работать, вовсе не обязательно уезжать за рубеж. Мы показываем, что в регионах, где они учатся, кипит жизнь, что нужно соизмерять свои мечты с теми реальностями, которые существуют. Конечно, если в стране сложная ситуация, никого силком не удержишь, но, думается, наши усилия не пропадут. Современная молодежь, с которой я общаюсь, мотивирована уже не на отъезд, а на раскрытие своих возможностей в собственной стране. Безусловно, многое зависит и от региона, его заинтересованности в молодежи. Мы же в меру своих сил стараемся открыть перед ребятами возможности, которые помогут им стать на ноги. В этом кроется причина популярности этой программы у студентов.

70 тысяч участников

Мы развиваем свою программу уже шесть лет, потанинскими стипендиатами стали более семи тысяч человек, через конкурсы прошло 70 тысяч. Что нами двигало? Нормальная логика: если люди развивают бизнес и не хотят уезжать из своей страны, если они хотят, чтобы страна процветала, то надо поощрять лучших. Нам надо помнить: если человеку постоянно твердить, что он свинья, то непременно захрюкает. К сожалению, у нас примерно так и происходит, положительная информация нередко рассматривается как реклама, за которую надо платить. В результате СМИ полны негатива. Однако успехи страны были бы более значительными, будь в масс-медиа больше положительных материалов. Нужно понимать, что многое зависит от частной инициативы, и ее нужно поощрять. У нас, к примеру, есть программы поддержки физиков и математиков, победителей всевозможных олимпиад, а есть программа поддержки курсантов. Благодаря этому, не только "мозги не будут утекать", но можно и возвращать талантливых людей.

Сумасшедших не много

В нашей стране из-за проблем с налогообложением благотворительность может развиваться только на энтузиазме. Желающих вкладывать деньги в благое дело много, но далеко не все действуют открыто, как мы. Сумасшедших не много. Программы, подобные нашим, способны делать только очень сильные и богатые структуры. Кроме того, люди не хотят светиться потому, что в нашей стране благотворительность иногда рассматривается как оброк. Если человеку указывают, на что направлять деньги, он один раз направит, а как появится возможность - уйдет, ведь это не его желание. Совсем другое дело, когда кто-то увлеченно тратит средства на то, что представляется ему важным и нужным. Правительство этого, к сожалению, до сих пор не понимает. В развитых странах создается режим наибольшего благоприятствования: государство способствует проявлению частной инициативы, освобождая от налога на прибыль деньги, которые идут на благотворительность. На культуру в США, к примеру, государство направляет 10 процентов, а 90 процентов - это средства, которые организации культуры зарабатывают сами и получают за счет частных пожертвований. Можно сколько угодно злословить по поводу "тупых" американцев, но на самом деле у них прекрасные музеи, коллекции, существует система поддержки науки через гранты, пожертвования. У нас же проблемы культуры не значатся даже в национальных проектах. В результате нет устойчивых источников финансирования. Даже в благополучных странах государство не может решить все проблемы, оно должно направлять средства на сохранение основы, а цвести все это может только благодаря частным инициативам.

Современная благотворительность, то есть то, чем занимаемся мы, - это некое инвестирование в будущее.

Автор: Записала Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"