Наука как способ обогащения

Сегодня передача изображения и звука на многие миллионы километров или полет на "железе" не вызывают ни у кого удивления. Однако в начале прошлого века, когда телевидение и самолеты были научными открытиями, многие коммерсанты долго думали: стоит ли вкладывать в эти изобретения деньги, окупятся ли когда-нибудь их инвестиции?

12 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1946 от 12 май 2006

Сегодня передача изображения и звука на многие миллионы километров или полет на "железе" не вызывают ни у кого удивления. Однако в начале прошлого века, когда телевидение и самолеты были научными открытиями, многие коммерсанты долго думали: стоит ли вкладывать в эти изобретения деньги, окупятся ли когда-нибудь их инвестиции? Наука не стоит на месте и сегодня, она все так же предлагает вкладывать в нее деньги, потому что через 5-10-20 лет инвестиции окупятся сторицей. Такой вид бизнеса получил название "инновационный". Но вот есть ли инновационный бизнес в Приморье - большой вопрос.

Проектов громадье

С развитием рыночной экономики государство стало ориентировать такие традиционно бюджетные отрасли, как культура, образование, здравоохранение и наука, на коммерческую выгоду. В Приморье заговорили о наукоемком производстве и создании соответствующей инфраструктуры всего три-четыре года назад.

Как рассказал корреспонденту "В" заместитель председателя Дальневосточного отделения РАН, член-корреспондент РАН Юрий Кульчин, в 2004 году при ДВО РАН был создан Инновационно-технологический центр, поддерживающий научные инициативы ученых, которые в будущем могли бы внедряться в производство и приносить доход.

- Однако мы столкнулись с многими сложностями, в частности, в плане защиты интеллектуальной собственности, - комментирует Юрий Николаевич. - Дело в том, что все, что создано в институтах Академии, является государственной собственностью. Поэтому, чтобы некая разработка внедрилась в производство, нужно решить вопросы с закреплением и передачей авторских прав. Для решения этой проблемы в прошлом году при поддержке президиума РАН нами был создан Центр  трансфер-технологий, который занимается правовыми вопросами в области интеллектуальной собственности.

Но это лишь малая толика проблем. Как отмечает Юрий Николаевич, инновационный процесс - очень тонкий и ранимый и без дополнительной поддержки он не сможет существовать. Только появившаяся научная разработка не может стать объектом для инвестиции: с ней необходимо работать, чтобы появился достаточный научный и экономический вес. Тогда ее можно будет предложить на рынке.

- Без первоначальной финансовой поддержки никакие инновации развиваться не будут, - продолжает Юрий Кульчин. - Чтобы инновация стала полезным продуктом, она должна пройти длительный путь, который требует финансовых вливаний, которые, на мой взгляд, должна вносить местная администрация, нацеленная на экономический рост региона.

При поддержке Российского фонда содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере на базе ДВО РАН с 2004 года начала работу программа "Старт". При поддержке этой программы  в 2004 году на территории ДВФО было создано 24 предприятия, в прошлом году - еще 24. В этом году планируется создание 21 наукоемкого предприятия.

Привкус сои и пассивность администрации

Дальний Восток - это край, где очень хорошо растет соя: она является источником белка, который может использоваться в виде добавок или самостоятельного сырья. Так, с помощью ученых работает предприятие, которое перед посевом может отсортировать больные зерна от здоровых, что в разы повышает урожайность.

Другое предприятие занимается переработкой полиэтилена, пластиковых бутылок в облицовочную плитку.

- К сожалению, инициатива в инновациях исходит только от ДВО РАН, - продолжает Юрий Кульчин. - Каждый год мы проводим конкурсы, устраиваем конференции, в результате чего выявляем продукты, которые представляют инновационный интерес. К примеру, мы взяли на себя инициативу проведения "Технологических встреч", на которых стали предлагать наработки в коммунальной сфере. Одни из них позволяют укрепить фундамент домов и не допустить обрушения, есть средства борьбы с сыростью, энергосберегающие технологии. Мы выходили с инициативой создания в Приморском крае IT-технопарка. Это оправдано и представляет коммерческий интерес, так как во Владивостоке много ученых и студентов, успешно работающих в этой сфере. Сегодня подобные технопарки созданы в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве и других городах, но не у нас. Активно начинает пользоваться нашими новшествами Китай. Начиная с апреля 2006 г. в Харбине открыта постоянно действующая выставка научных разработок ДВО РАН. Видимо, подобную скоро откроем в Шеньяне. Харбинская выставка проходит достаточно успешно, мы заключили ряд соглашений с китайскими предприятиями. Но почему мы должны развивать Китай, а не себя?.. Сегодня Хабаровский край более заинтересован в нашей работе. Обидно, потому что большая часть научных институтов ДВО РАН находится во Владивостоке:

Море - наш кормилец

Приморье - регион морской, и совершенно очевидно, что здесь должны развиваться технологии, связанные с морем. Так, еще в прошлом году ДВО РАН представило проект морского биотехнопарка. Проект очень рентабельный и позволит решить несколько проблем. Во-первых, предотвратить колоссальный миграционный поток из прибрежных зон ДВФО. Ведь после перестройки только Приморский край потерял более 300 тысяч человек именно из-за оттока населения.

Во-вторых, разработанные технологии позволят развивать марикультуру, не нанося вред ее численности в естественных условиях: выращивать гребешок, трепанг, морскую капусту и другие. Есть технологии, касающиеся не только выращивания, но и переработки. Отметим, что практически все виды марикультуры можно переработать стопроцентно. Морской биотехнопарк должен включать в себя все структуры: фермы по производству марикультуры, предприятия по переработке, предприятия по глубокой переработке (производство лекарственных форм) и предприятия по оздоровлению. Но пока руководство ДВО РАН не находит отклика со стороны администраций субъектов ДВФО.

Особого внимания заслуживает проект координатора консультативно-информационного центра по аквакультуре и прибрежным биоресурсам Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН кандидата биологических наук Сергея Масленникова по выращиванию гидробионтов (обитателей моря - гребешка, трепанга, ежа, водорослей и т.д.). ООО "Нереида", реализовавшее его технологию выращивания гребешка и являющееся самым крупным в своем роде предприятием в России, в 2002 году посетил президент России Владимир Путин. C 2004 года ООО "Нереида" получает около 600 тонн гребешка в год, что сравнимо с квотой на добычу дикого гребешка по всей России. Засыпать приморским гребешком весь мир нам не удастся, но заработать миллионы долларов - вполне реально.   

- Кроме того, ученым контактировать с предприятием, где была внедрена научная разработка, необходимо постоянно, - комментирует Сергей Масленников. - В процессе работы у наукоемкого предприятия возникает масса вопросов, поэтому мы периодически проводим в "Нереиде" технологическо-производственный мониторинг.

По статистике сейчас в Приморье насчитывается около 35 предприятий по выращиваю гидробионтов. Но их мощности пока не позволяют говорить о них в полный голос. Практически все занимаются гребешком. Как отметил Сергей Иванович, этот вид марикультуры наиболее технологичен, то есть соотношение затрат и прибыли при его культивировании наиболее оптимально. Далее по технологичности следуют трепанг, морская капуста и мидия.

Высокорентабельная Нереида так и не стала примером для подражанияДосье "В"

Иван Бортник, генеральный директор Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, финансирующий дальневосточную программу "Старт": "В 2006 году мы получили 1600 заявок, всего на сотню меньше, чем в прошлом: Хотя наша программа не такая уж крупная, в нее поверили, она стала национальной - заявки поступают практически из всех регионов страны.
Есть у нас и лидеры, и отстающие. Вперед вырвались Уральский и Южный федеральные округа. Кто нас действительно огорчил, так это Дальний Восток: всего 53 заявки - вдвое меньше, чем в прошлом году. Причины разные, есть и чисто организационные упущения. Мы даже на время понизили требования и принимали каждую вторую заявку".

Без комментариев:

В настоящее время, по оценкам экспертов, уровень восприимчивости российской экономики к новым разработкам составляет всего пять процентов, остальные 95 процентов результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ нигде не используются. В то же время в развитых странах от 60 до 80 процентов ВВП обеспечивается за счет инноваций, причем доля финансирования государством составляет около 50 процентов.
Бесспорно, в Приморье уровень использования науки в производстве наверняка не достигает и пяти процентов. Поэтому равномерной, целостной и цветущей картины развития инновационного бизнеса в регионе не складывается. Даже в перспективе.
- Да, Академия наук работает над разработками, готовит отчеты, уникальные продукты, участвует в выставках, демонстрируют потенциал, проводит семинары, - продолжает тему Надежда Ханчук, доцент кафедры экономической теории ДВГУ, чей научный интерес связан с развитием инновационного бизнеса в регионе. - На самом деле ученые исходят из своего собственного исследовательского интереса, при этом пытаются приспособиться к требованиям власти об участии науки в создании национальной инновационной системы и к рынку, который знают плохо, поэтому и не могут предложить действительно то, что ему необходимо.
Многие ученые с ностальгией вспоминают прошлый век, когда советская наука поражала своими новыми открытиями и большой продуктивностью.
- Сейчас наука также работает с госзаказом, который достался в наследство от СССР, как тогда он назывался, для военно-промышленного комплекса, - продолжает Надежда Ханчук. - В годовых отчетах ДВО РАН в разделе "Инновационная деятельность" постоянно фигурируют Минобороны, Минатом, МЧС. В этом ничего плохого нет. Но рынок - это не только и не столько предприятия госсектора, а прежде всего частный сектор. Поэтому в научных разработках (речь не идет о чисто фундаментальных исследованиях) исходить нужно из рыночных потребностей. Для этого рынок надо изучать: нужна ли ему разработка ученых, насколько он окажется восприимчив к ней, грамотно позиционировать научный продукт. Это сложный, затратный процесс, но им заниматься нужно. Рынок не терпит "навязывания" ему чего бы то ни было, в том числе и того, что не одно десятилетие копилось в научных "закромах". Импульсом коммерциализации результатов исследований должны стать рыночные потребности. Государство, частный бизнес вкладывают ресурсы в науку. Пока отдача ресурсов будет низкой, инвестиции будут находить себе другое эффективное применение.

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, "Владивосток"