"Круглый стол" с острыми углами

Проект новой редакции Избирательного кодекса Приморья и другие вопросы выборного права обсуждались в среду с участием общественности и экспертов в большом конференц-зале здания краевой администрации. "Круглый стол", вызвавший значительный публичный резонанс, был проведен по инициативе комитета Законодательного собрания (ЗС ПК) по региональной политике и законности, а также избирательной комиссии Приморского края.

24 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1921 от 24 март 2006

Проект новой редакции Избирательного кодекса Приморья и другие вопросы выборного права обсуждались в среду с участием общественности и экспертов в большом конференц-зале здания краевой администрации. "Круглый стол", вызвавший значительный публичный резонанс, был проведен по инициативе комитета Законодательного собрания (ЗС ПК) по региональной политике и законности, а также избирательной комиссии Приморского края.

Предысторию этого мероприятия "В" уже рассказывал: в конце января крайизбирком в порядке законодательной инициативы представил в ЗС ПК проект новой редакции Избирательного кодекса Приморского края. На прошлой неделе комитет по региональной политике и законности рассматривал этот законопроект и, пойдя на нарушение регламента, решил не выносить вопрос о кодексе на сессию 29 марта, но создать рабочую группу с участием депутатов для доработки.

Проведенный по горячим следам обсуждения в комитете "Круглый стол" стал для депутатов и крайизбиркома попыткой уточнить суть разногласий, а для участников из числа общественности, коих набралась добрая сотня, - возможностью обсудить несколько иную проблему, выходящую за рамки Избирательного кодекса, но многих интересующую. Речь идет о системе выборов в ЗС ПК (пропорциональной, мажоритарной либо смешанной), которая определяется другим документом - Уставом края. Его новая редакция вместе с регламентирующими систему выборов поправками будет рассматриваться на мартовской сессии. Как уже сообщал "В", второе чтение уставного законопроекта должно было состояться еще 1 марта, но из-за демарша ряда депутатов и отсутствия кворума было перенесено. Поэтому и создалась ситуация, которую один из участников "Круглого стола" назвал попыткой поставить телегу впереди лошади. В отсутствие определенности по вопросу о том, будем ли мы голосовать на осенних выборах только за партийные списки или еще и за мажоритарных депутатов-одномандатников, обсуждение частностей механизма выборов, оговоренных в кодексе, представлялось многим преждевременным.

Ведущий заседание "Круглого стола" председатель профильного комитета Николай Морозов сообщил в преамбуле, что в данный момент действует норма устава края о 50-процентном представительстве партий в краевом парламенте (формула "20 на 20"). Вместе с тем принята к рассмотрению поправка депутатов Липаева и Новикова о переходе со смешанной на пропорциональную систему выборов (только по партийным спискам). А поправка об удвоении числа депутатов с сохранением пропорции 50:50 и существующей нарезки избирательных округов, напротив, отозвана ее автором депутатом Мыловой. Но предупреждение ведущего "Круглого стол" о том, что вопрос о системе выборов выходит за рамки обсуждаемого законопроекта, в целом не возымело должного действия.

С основным докладом выступила секретарь крайизбиркома Татьяна Гладких, возглавлявшая авторский коллектив новой редакции Избирательного кодекса Приморья. Она сообщила, что действующая редакция кодекса принята в 2003 году, с тех пор федеральное выборное законодательство кардинальным образом изменилось. Необходимо внести соответствующие коррективы в краевые законы, причем сделать это в окончательном третьем чтении желательно до конца июня, поскольку октябрьские выборы в ЗС ПК нужно назначить не ранее 29 июня и не позднее 9 июля.

Татьяна Гладких охарактеризовала основные изменения, внесенные в проект новой редакции Избирательного кодекса, начиная с двух единых дат голосования для выборов всех уровней - это вторые воскресенья марта и октября. Исключение - год выборов в Госдуму, когда местные осенние выборы будут совмещаться с федеральными парламентскими.

Далее, увеличен с 15 до 30 проц. "люфт" по числу избирателей при нарезке округов. Главам местных администраций разрешено не уходить в предвыборный отпуск, на официальную агитационную кампанию выделяется 28 дней вместо 30. В случае равенства голосов у двух или более кандидатов назначаются повторные выборы. Избирательный залог снижается с 15 до 10 процентов от размеров избирательного фонда при сохранении размеров последнего (20 миллионов рублей для партий и 3 миллиона - для кандидатов-одномандатников). Не нужно будет письменного согласия близких родственников кандидата и участников массовых мероприятий для публикации их изображений в агитационных материалах. Финансовый отчет будет представляться только один раз - по завершении предвыборной кампании.

Если вышеперечисленные новации в целом были признаны облегчающими деятельность кандидатов, защищающими пассивные избирательные права и поэтому полезными, то некоторые другие изменения подвергались суровой критике. Хотя зачастую критический запал основывался на невнимательном чтении законопроекта, в том числе некоторыми депутатами. Любопытно, что единственный из представителей депутатского корпуса, кто внятно разъяснил причины отклонения крайизбиркомовской редакции Избирательного кодекса на заседании комитета, начал с претензий к пояснительной записке к законопроекту. Она была витиеватой, не отражала концепцию новой редакции, что, по его словам, и стало основной причиной задержки с рассмотрением. Кроме того, он выступил против завышенных размеров избирательного залога. Хотя новая редакция, напротив, понижает его как в абсолютном, так в процентном выражении...  

В числе других "жупелов" - предложение крайизбиркома наряду с открытыми списками при голосовании за партии ввести закрытые списки. Заместитель председателя крайизбиркома Татяна Вялова едва ли не в отчаянии объясняла агрессивно настроенным ораторам, что закрытые списки - это не "кот в мешке" и не предложение криминалитету покупать в них места. Отличие от открытых партийных списков  состоит только в том, что в избирательном бюллетене будет опубликован не весь перечень баллотирующихся партийцев, а только головная его часть из трех имен. Остальная часть списка будет широко публиковаться в СМИ и в агитационных материалах.

Много возмущались из-за возвращения института досрочного голосования. На самом деле, скандально известная "досрочка" не возвращается, а вводится с чистого листа лишь для созданных в прошлом году муниципалитетов первого уровня - сельских и городских поселений. Здесь открепительный талон теряет свой смысл, а избиратель в случае отъезда из села или поселка в день голосования теряет свое гарантированное Конституцией активное избирательное право.

Широту спектра участников "Круглого стола" подчеркивало присутствие юриста из Калифорнии Пола Анаволта, прибывшего по приглашению генконсульства США во Владивостоке для чтения лекций в ДВ округе и откликнувшегося на приглашение организаторов мероприятия. Г-н Анаволт отметил, что в США избирательное право тоже пока не доведено до совершенства, но над этим работают, причем в разных штатах - по-разному. В его родной Калифорнии, например, существуют открытые для избирателей списки спонсоров и доноров избирательных кампаний, а для конгрессменов (по-нашему, депутатов) предусмотрено ограничение количества сроков избрания до двух. Эта особенность калифорнийских законов дала одному из членов ЗС ПК "пропиарить" с трибуны свою поправку об аналогичном ограничении на депутатство в Приморье. Надо ли уточнять, что этот депутат дорабатывает в краевом парламенте свой всего лишь первый срок?

Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"