Имя на карте

На карте Приморья немало женских имен, ничего не говорящих современникам. В первый месяц весны, который считается женским, расскажем о некоторых из них.

17 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1917 от 17 март 2006

На карте Приморья немало женских имен,  ничего не говорящих современникам. В первый месяц весны, который считается женским,  расскажем о некоторых из них.

Екатерина, жена доктора

В Партизанском районе есть старинное село Екатериновка. В конце позапрошлого века, когда в этом живописном местечке только начали обживаться первые переселенцы, их чуть было не выкосил брюшной тиф. Врачом  здесь к тому времени не обзавелись - бросились со своей бедой в соседнее Владимиро-Александровское, где стоял гарнизон. На помощь земледельцам пришел военный доктор Любский. Рискуя заразиться, обошел все землянки, выявил больных и начал их с усердием выхаживать, совершенно бескорыстно. Болезнь отступила, эпидемии не случилось. В благодарность спасителю переселенцы решили назвать свое село Любовка, но врач категорически возражал, он был очень скромным человеком. Тогда  село назвали в честь его жены Екатерины. Все разрешилось благополучно к всеобщему удовольствию большого схода. Об этой истории рассказали документы Государственного архива Приморского края.

Евгения, императрица

Старожилы Приморья хорошо помнят станцию Евгеньевка недалеко от Спасска, но мало кто знает, что она была названа в честь жены инженера-железнодорожника Кетрица. Тот положил немало сил, участвуя в строительстве знаменитой Транссибирской магистрали.

Прописалась в свое время на картах Приморья еще одна Евгения, императрица, жена Наполеона III. Как рассказал краевед Борис Залищак, это имя присвоили небольшому архипелагу, открытому в заливе Петра Великого, русские морские офицеры в конце позапрошлого века, когда Россия бурно осваивала восточные границы империи. 

Испанская графиня, в девичестве Монтихо, Евгения слыла не только редкостной красавицей, но также активной общественницей,  как бы сейчас сказали. Известно, что она лично вникала во все подробности сооружения одной из грандиозных строек позапрошлого века - Суэцкого канала.

Увы, в советскую эпоху это имя исчезло не только с карт - оно вообще нигде не упоминалось. Понятное дело, какое отношение могла иметь императрица, тем более французская, к красному Дальнему Востоку. Может быть, когда-нибудь это имя еще вспомнят и вернут на карту. 

Софья, первая леди

Село Софье-Алексеевское в Пограничном районе обязано своим именем жене первого Приамурского генерал-губернатора, командующего войсками Приамурского военного округа, генерал-адъютанта барона Андрея Николаевича Корфа. Ее можно назвать первой леди восточной окраины Российской империи. 

Баронесса согласно традициям своего времени активно занималась милосердными богоугодными деяниями. Во Владивостоке было создано Благотворительное общество, которое помогало бедным, выдавало пособия неимущим учащимся, поддерживало владивостокский ночлежный дом, который в конце позапрошлого века мог принять до 70 человек, оказавшихся без крова, здесь за

5 копеек получали ночлег, утренний чай, полфунта хлеба и кусок сахара. Не оставляла своим вниманием первая леди и престарелых в богадельне, и малолетних в приюте. Известно также, что она устраивала красочные рождественские праздники с елкой и подарками для детей из бедных семей, проводила благотворительные аукционы. Так что, когда будете проезжать село Софье-Алексеевское, вспомните о баронессе Корф.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток", Нелли МИЗЬ, специально для "В"