Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Здоровье, экология

Птичек жалко

На минувшей неделе активное внимание средств массовой информации Сахалина и японского губернаторства Хоккайдо было привлечено к крупной экологической катастрофе, ни причины которой, ни истинные масштабы до конца на сегодняшний день не установлены. Суть же случившейся катастрофы состоит в том, что в последнее время на северо-восточном побережье Хоккайдо и соответственно юго-западном берегу Кунашира (между этими берегами - узкий пролив шириной 17 километров) стали находить сотни мертвых птиц.

На минувшей неделе активное внимание средств массовой информации Сахалина и японского губернаторства Хоккайдо было привлечено к крупной экологической катастрофе, ни причины которой, ни истинные масштабы до конца на сегодняшний день не установлены. Суть же случившейся катастрофы состоит в том, что в последнее время на северо-восточном побережье Хоккайдо и соответственно юго-западном берегу Кунашира (между этими берегами - узкий пролив шириной 17 километров) стали находить сотни мертвых птиц.

На фоне ежедневных сообщений крупнейших мировых агентств о том, что в ближайшее время нас может захлестнуть пандемия птичьего гриппа, происходящее на юге Охотского моря (являющегося, к слову, одной из крупнейших мировых кладовых морских биоресурсов), естественно, не может не тревожить и не вызывать интереса.

- Первые находки, - говорит руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын, - были сделаны на побережье японского острова Хоккайдо, на полуострове Сиретоко в конце декабря - начале января. Это место имеет статус национального парка и входит в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Тогда находки загрязненных птиц были единичны. Массовый вынос тушек начался в конце февраля. Сейчас, как сообщают нам японцы, найдено уже более 800 мертвых птиц. По словам эколога, сейчас трудно сказать, что именно стало причиной гибели птиц, но почти наверняка это нефть. Подобное загрязнение они могли получить и от мазута, но только если попали в совсем свежее пятно, потому что в холодной воде такое топливо быстро коагулируется (собирается в комки). На загрязненных дизтопливом погибшие птицы также не похожи.

- Японские специалисты, - продолжает Лисицын, - считают, что основная масса птиц приплыла подо льдом с восточного побережья Сахалина. Об этом говорит состояние тушек - они полуразрушенные, сильно потрепанные. Вывод японцев: их принесло дрейфующим льдом с Восточно-Сахалинским течением. В это время льдины как раз за 1,5 - 3 месяца могло принести на Хоккайдо.

Основная версия экологов сейчас - это авария, произошедшая 16 ноября с танкером "Оверсиз Кальмар". Напомним, тогда в сильный шторм судно сорвало с якорей и бросило на мель. В результате спасательной операции танкер привели в порт Корсакова. По официальной информации, с судна, груженного более чем 24 тысячами тонн нефти, утечек не было. Между тем, по версии "Экологической вахты", серьезный выброс все же исключить нельзя.

Несколько иной - не "нефтяной" версии придерживаются южнокурильский биолог Евгений Гердт. Вот что он сообщил с Кунашира в начале этой недели:

- 2 марта журналисты японской телекомпании NHK по телефону сообщили мне о массовой гибели морских птиц на полуострове Сиретоко округа Абасири и возможном нахождении мертвых птиц со следами нефтепродуктов на о. Кунашир. Они считали, что в Южно-Курильском районе произошла очень крупная авария с большим загрязнением моря нефтепродуктами, что привело к гибели морских птиц.

Я проверил сообщения японской телекомпании. Серьезное содействие в обследовании оказали пограничники. Был обследован участок морского побережья Кунаширского пролива в районе бухты Первухина - мыса Спиридонова, прилегающий к озеру Лагунному. Что касается массовой гибели птиц - информация подтвердилась. Прошедший за два дня до обследования снег скрыл прибрежную полосу и не позволил оценить в полной мере масштаб происшедшего. Однако даже то количество мертвых морских птиц, которое находится на снегу, позволяет делать вывод о гибели сотен особей. По возможности был также обследован участок побережья к северу, и там повсюду лежат птицы. Насколько далеко они распространены, выяснить не удалось ввиду труднопроходимости заснеженного побережья и ограниченности светового дня.

Сейчас получить полную информацию о масштабах гибели невозможно, надо подождать схода снега на побережье и обследовать нежилые и труднодоступные берега. Но и тогда мы не сможем узнать, сколько всего птиц погибло, потому что часть птиц уже смыло в море, часть растащена лисами и воронами.

Осмотром установлено, что тушки принадлежат различным видам морских птиц. Оперение не имеет нефтяного загрязнения. Полностью отсутствуют характерный запах нефтепродуктов, радужные пленки и следы нефтепродуктов в местах нахождения птиц и морских выбросов того же слоя на прибрежной полосе. Под снегом погибшие птицы сохранились дольше и лучше, у тушек, недавно выкопанных лисами, перья совсем чистые и следов жира нет.

Маловероятно, что такое огромное количество птиц от Хоккайдо до Курил попало в нефтяное пятно и следы такого катастрофического загрязнения никем не обнаружены и не сохранились на льду и берегах. Непонятно, почему, если гибель птиц произошла на Сахалине, мертвые птицы не рассеялись льдами и течениями по другим островам Курильской гряды, и сколько тысяч должно изначально там погибнуть, чтобы создать такую высокую плотность мертвых птиц на побережье Кунашира, расположенного в нескольких сотнях километров от предполагаемого "Экологической вахтой Сахалина" района гибели. И если птицы и погибли от нефтепродуктов, то это должны быть, наверное, не оставляющие явных следов легкие фракции, да и район гибели должен быть гораздо ближе к Кунаширу.

Как показали опросы охотников, рыболовов и военнослужащих, птиц в массовом порядке выбросило на побережье в конце января этого года. В этот период наблюдались кучи из еще не разложившихся мертвых птиц на протяжении посещаемого людьми участка побережья, позже льдом, течением, животными тушки были распределены по берегу более равномерно. Охотники находили до 300-400 тушек на участке берега в 2 км, но не сообщали об этом.

По отдельным сообщениям, первые находки мертвых птиц относятся к декабрю. Опрошенные пограничники, инспектора госморинспекции и капитаны судов пятна нефтепродуктов на море не наблюдали. В феврале пролив был перекрыт почти сплошным льдом, имеющим припай к береговой полосе, это подтверждается спутниковыми снимками и картами положения дрейфующих льдов управления безопасности на море (УБМ) Японии.

Анализируя ледовую обстановку, направление постоянных течений и господствующих ветров, можно предположить, что массовая гибель морских птиц исчисляется тысячами особей, имеет природу острого инфекционного заболевания или масштабного воздействия (возможно и химических веществ), произошла в январе 2006 г. в районе северного побережья (или даже западнее) о. Хоккайдо, откуда погибающие и уже мертвые птицы были течением Соя и ветром принесены в северо-восточные районы Хоккайдо, на Кунашир и, возможно, на незаселенный юг Итурупа, который еще не обследован.

Хорошо, если предположения об опасной инфекции не подтвердятся и будет установлена иная причина гибели.

Не так много времени остается до начала миграции перелетных птиц, и что они могут принести нам из стран Юго-Восточной Азии, пока неизвестно. Будем надеяться, что напасти обойдут наш регион, однако всем нам надо быть более бдительными.

На эту мысль наталкивает еще и такое событие: 4 марта на том же участке побережья Кунашира, где найдены мертвые птицы, обнаружена больная, умирающая лисица, которую пристрелили при попытке напасть на ребенка:

Наблюдения южнокурильского  биолога, очевидно, ценны в первую очередь тем, что он является непосредственным наблюдателем происходящих событий. Впрочем, любые выводы пока что преждевременны - стоит подождать результатов исследований, которые проводятся сейчас на Сахалине и на Хоккайдо.

Автор : Служба оперативной информации "В"

В этом номере:
Почта нон-стоп работает

В Международный женский день во Владивостоке не закрывались двери отделений связи. Приморские почтовики перешли на новый режим работы, и теперь предприятия будут открыты не только в праздничные, но и в выходные дни.

Маршрутами праздника

Весенний трамвай курсирует по улицам Владивостока. Он стал подарком жителям города к празднику 8 Марта от ОАО "Электротранспорт".

Битва на дороге закончится судом

Минувшая неделя из-за снегопадов принесла отважным водителям, не побоявшимся оседлать своих "железных коней", проблемы, хлопоты и судебные тяжбы.

Какая кругосветка без Владивостока?

Вчера из порта Гонолулу (Гавайские острова, США) взяло курс на Владивосток учебное парусное судно "Крузенштерн".

"Федеральная" весна

В пригороде Владивостока во Всероссийском детском центре "Океан" началась первая весенняя смена, которая называется "Моя федерация".

Последние номера