"Икона" с хриплым голосом

Все-таки город Воронеж обладает некой мистической силой. Вроде у тамошних музыкантов и аккорды те же, и тексты не новы, а почему-то на выходе продукт "цепляет" всю страну. Когда-то на рок-небосклон так прорвался воронежский "Сектор Газа". Теперь - новый прорыв, но в несколько ином жанре - "Бутырка". Едва ли любую шансонную задумку назовешь новой.

1 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1909 от 1 март 2006

Все-таки город Воронеж обладает некой мистической силой. Вроде у тамошних музыкантов и аккорды те же, и тексты не новы, а почему-то на выходе продукт "цепляет" всю страну. Когда-то на рок-небосклон так прорвался воронежский "Сектор Газа". Теперь - новый прорыв, но в несколько ином жанре - "Бутырка". Едва ли любую шансонную задумку назовешь новой. Вот и "Бутырка" вроде не нова - хриплый голос солиста, компьютерный "дуц-дуц" в качестве аккомпанемента и тексты, не отличающиеся особой литературной формой...

- А для вас я - никто,
  Как и вы для меня,
  Я плюю на закон,
  Вы меня - в лагеря...

Однако рейтинги продаж, ротаций и концертов говорят о том, что группа эта стала одним из прорывов на уровне России. Налицо - коммерческий успех: история группы началась только в 2001 году, а уже готовится к записи пятый альбом.

22 февраля "Бутырка" дала концерт во Владивостоке, презентуя свой четвертый альбом с коротким и емким названием "Икона". Корреспондент "В" встретился с солистом группы  Владимиром Ждамировым и задал несколько вопросов.

- Владимир, у вас абсолютно не шансонная внешность и манера поведения на сцене. Как вы вообще оказались в этом проекте?

- Да, действительно, я долгое время играл в рок-группе и стараюсь играть сейчас. Я барабанщик и время от времени возвращаюсь к своему инструменту, чтобы не терять форму. Помимо рока играл во всех музыкальных жанрах, а в 2001 году меня познакомили с Олегом Симоновым, который принес несколько своих стихов. Меня попросили написать к ним музыку и записать несколько песен, чтобы посмотреть, что получится. В итоге за короткое время мы записали три полнокровных версии. Записи наши очень быстро пошли "в народ", а в Москве буквально через несколько месяцев нашим творчеством заинтересовалось сразу несколько студий. В итоге мы записались в "Мастер-Саунде", с которым работают практически все шансонные звезды. Ну и, в принципе, мы попали в точку, поскольку группу настигла мгновенная популярность:

- А вам не кажется, что, несмотря на достаточно модное звучание вашей группы, сам жанр несколько устарел?

- Вы знаете, жанр не устарел. Скажу больше - даже если он и устареет, то очень нескоро. Тема тюрем еще долго будет актуальной для России. Откуда, вы думаете, у нашей группы такое знание темы? Потому что Олег был там, за решеткой: Поэтому стихи у него - из пережитого, правдивые, про жизнь. У нас нет ничего наносного, искусственного, выдуманного. Все как оно есть в жизни - в наших песнях. Вот наша новая программа называется "Икона", так мы - и я, и Олег, и другие музыканты группы - действительно ходим в церковь. И не потому, что у нас что-то случилось или мы хотим что-то афишировать. Мы ходим потому, что этого требует душа. А душа русского человека всегда была связана с церковью. Я всем советую чаще ходить в храм, поскольку каждый такой поход заставляет задуматься о жизни. Как, впрочем, и шансон - это размышление о жизни. И образ тут должен быть правдивым. Лично я стараюсь всегда говорить правду. Вот, например, когда я говорю, что люблю Приморье - это не дань уважения тому месту, где даю концерт. Так получилось, что когда-то давно срочную службу на Тихоокеанском флоте проходил мой отец. И он мне всегда говорил - посмотри Приморье, там такие места, увидишь - влюбишься в них. Я смог приехать сюда впервые только в прошлом году и действительно влюбился в вашу природу!

- Но даже с такой "вечно живой" темой, как тюремная лирика, десятки групп справиться не смогли, вроде бы появились, блеснули на небосклоне - и исчезли. Не боитесь, что то же самое может случиться с "Бутыркой"?

- Рано или поздно "умирает" любая группа. Чаще всего время "жизни" группы определяют ее слушатели. Наш слушатель пока не уходит, вот уже пятый альбом готовим, даст Бог - не последний. Дело ведь не в жанре - рок, попса или шансон. Дело в качестве того, что делают музыканты, и в том количестве души, которое вложено в творчество. Слушатель ведь четко чувствует фальшь (не музыкальную, а душевную), даже если этого не замечают сами музыканты. Я честно скажу, что не знаю, сколько нам отмерено судьбой и слушателями - мы стараемся делать то, что мы умеем, с максимальной отдачей. Пока у нас получается, а загадывать наперед - дело неблагодарное. Не могу сказать, сколько мы продержимся - год, два, десять - прогнозы тут давать очень тяжело.

- Владимир, а сама "Бутырка" к какой части шансона себя относит? Например, во время своих гастролей Александр Дюмин жаловался, что сегодня в русский шансон пришло много исполнителей, не состоявшихся в других жанрах. Мол, сегодня "блатняк" расколот на два лагеря - "реальных" исполнителей и "попсовиков", играющих на потребу дня.

- Вы знаете, несмотря на то, что Саша Дюмин - наш большой друг, мы как-то не задумывались, к какой из указанных частей шансона относимся. Мы общаемся со многими коллегами по цеху, но какого-то противостояния не замечали. Как я уже говорил, мы делаем свое дело от души, а об остальном судить не нам. Единственное, что угнетает, но это касается даже не шансона, а музыки в целом, - это зависть. Знаете, так бывает - одному удалось достичь большего, нежели другому. И возникает вокруг исполнителя какой-то негатив, вызванный завистью, - перешептывания какие-то, слухи, нелестные высказывания. Мы просто стараемся держаться от всего этого негатива подальше. 

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток", Юлиана СМЕШЕК (фото), специально для "В"