Двое и кошки...

Пять потрясающих, необыкновенно красивых кошек - два рыжика, две черных и дымчатый - осматривали корреспондента "В" осторожно и с легким недоверием. А вот когда в комнату вошла миниатюрная красавица Оля - принялись тереться о ее ноги и нежно покусывать за палец. Еще бы! Любимая хозяйка пришла! Почти мама...

10 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1900 от 10 февр. 2006

Пять потрясающих, необыкновенно красивых кошек - два рыжика, две черных и дымчатый - осматривали корреспондента "В" осторожно и с легким недоверием. А вот когда в комнату вошла миниатюрная красавица Оля - принялись тереться о ее ноги и нежно покусывать за палец. Еще бы! Любимая хозяйка пришла! Почти мама...

Шесть мурлык на верхней полке

Номер у Ольги Безмен, актрисы цирка "Маленькие звезды", простой и элегантный. Ее кошки прыгают через горящий обруч, ходят на зеркальном шаре - и вообще, можно сказать, творят чудеса. А ведь кошками Оля занимается не так давно, хотя в цирке уже восемь лет.

- Номер нам передали по наследству, - улыбается Ольга. - Нам - это мне и мужу, Сергею Носкову. Артисты, которые раньше выступали с кошками, уехали в Канаду, было это чуть больше года назад. Так что мурлыки достались нам взрослыми, собственно, появился за этот год только один новичок - Барсик.

Признали нас кошки, конечно, не сразу, смена хозяев - процесс нелегкий. Два месяца мы притирались друг к другу. Знаете, мы с Сергеем просто очень любим кошек, у нас кот есть, Томас, собственный, везде с нами ездит. Думаю, это сыграло свою роль.

- Как зовут ваших кошек, какие они?

- Все - обычные дворняжки, породистых и с родословными нет. Вот это - Сема, он индивидуалист, предпочитает спать в своей клетке, вообще держится немножко особняком. Семе четыре года. А это - внучка Семы Принцесса. Кокетка и ласкуша. Черные - Чико и Багира. Они держатся вместе, играют, лижут друг друга. Багира - самая старая кошка, ей семь лет, можно сказать, была вожаком, пока не появился Барсик. Он нахальный такой юнец (смеется), раз - и стал лидером. Багира обычно никого к своей миске не подпускает, а Барсик может спокойно подойти и взять из миски любой кусочек. Вот он что-то приболел сегодня, грустный, а обычно такой игривый, шалун. Барсика нам принесла на гастролях бабушка одна, маленького совсем - полтора месяца, он болезненный был - кормили неправильно. Нам даже советовали не брать - мол, не выходите. А он сразу полез ко мне на ручки, ну как же было не взять такого? Смотрите, каким стал красавцем! Вот приболел он, что ж такое? Может, просто на погоду реагирует, я заметила - кошки очень перемену погоды чувствуют. Мы уже вызвали к нему ветеринара.

- Ваши мурлыки - красавцы все...

- Мы смотрим за ними, кормим хорошо. Готовим, как себе: горбушу, мяско, кашки, овощи. Чуточку соли, со специями, все в чистой посуде, чтобы никакой грязи. Как можно иначе? Это ж не просто кошки, они как наши дети!

Чтобы шерсть была красивой, даем витамины каждый день, каждый день расчесываем. Они очень любят расчесываться! Вот Сема просто тает, подставляет пузо, лапы и урчит.

Сухие корма, консервы даем им только в переездах. Вот ехали из Красноярска в Хабаровск - четверо суток питались так. С нами, кстати, ехали, в купе. Все вместе и Томас. Для них специально покупаем полку, но спят они все равно вместе со мной на верхней полке. В обнимку, можно сказать. Сама удивляюсь, как я там помещалась с ними со всеми?.. Но такие вольности позволяю только в пути.

Перелеты и переезды кошки переносят легко, не любят только автобусы - гудение мотора, запах бензина, это их раздражает, поэтому они могут и 10 часов подряд в автобусе непрерывно мяукать.

Жаль, кошки уже взрослые, обучить их новым трюкам, в принципе, довольно сложно, поэтому мы с Сергеем мечтаем развивать номер, взять нескольких котят, придумать что-то необычное, еще более интересное:

На арене кошки работают исключительно по настроению, если не хотят что-то делать, заставить невозможно. Бывает, в зале им кто-то не понравится. И пока на манеже - один-два кота глаз с этого человека не спускают, от работы отвлекаются. Кошки - мистические существа. Часто бывает: в комнате ты и кошки, никого больше, и вдруг они начинают играть не друг с другом, а с кем-то третьим: Даже жутковато. Но, говорят, где кошка - там нет черной силы, поэтому с ними не страшно.

Недавно работали в Пензе, во время антракта выводили Чико и Барсика привыкать к людям, просто в манеж. Подошел мальчик девяти лет. И сказал: мне так понравились котики, почему говорят, что черные кошки - это плохо, ведь они такую радость приносят людям, вот как ваш, можно я его поглажу? Очень я обрадовалась этим словам, значит, наше представление не прошло зря, значит, мир стал немножко добрее...

Арена - это судьба

Маленькие люди редко попадают в цирк потому, что мечтают об этом с детства. Мир больших не дает возможности выбора: путь во многие профессии если не заказан, то как минимум ограничен. Как и коллега по "Маленьким звездам" - Султан Аталян, Оля не мечтала о манеже...

- Жила я с мамой в Минске, училась в институте культуры, было мне 18 лет. К цирку моя семья никакого отношения никогда не имела, но цирк я любила всегда! Приходила на все представления, видела и Запашных, и Шевченко, и Куклачева. И вот приехал цирк "Маленькие звезды". Я пришла посмотреть, зашла за кулисы, меня стали уговаривать идти работать. Я сразу не согласилась, не хотелось учебу оставлять, маму, привычные места... Еще два года отучилась, а когда цирк приехал снова - уехала. Так и недоучилась, год остался. Как из дальних гастролей на сессии ездить?

Взяли меня в номер воздушных гимнастов, с ними и репетировала. Но когда номер был почти готов, по состоянию здоровья врачи запретили мне работать в воздухе. Это была, поверьте, большая трагедия. Муж помог выбраться из депрессии, взял в свой номер, а потом мы занялись кошками.

Был ли это служебный роман? Не знаю... Сергей говорит, что приметил меня, еще когда я приходила в первый раз за кулисы. А уж когда стала работать - он начал ухаживать. Так вот и нашла свою судьбу...

Мы все время вместе - дома, на работе. Знаете, что самое главное? Оставлять цирк за порогом цирка. Точнее - эмоции, связанные с работой, не приносить домой.

Это очень трудно. Я эмоциональный человек, контролировать себя - самое сложное, чему научилась за годы работы в цирке.

Когда я приняла решение пойти в цирк, мама моя переживала очень. Мы с Сережей не так часто навещаем ее, как хотелось бы, но когда приезжаем - показываем видео, фотографии. И мама говорит: "Я рада, что вы счастливы". А мы с Сережей действительно счастливы! Я живу цирком, кошками, кайфую на работе - что еще сказать?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"