Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Культура, история

И гейши любить умеют

"Мемуары гейши" - фильм для тех, кто не слишком хорошо знает Японию, и уж тем более не для японцев. Это - если внимательно к нему присматриваться и искать в художественном произведении документальную точность. Ибо и сам роман Артура Голдена, по которому снята лента, грешит мелкими и крупными ошибками, а уж чего требовать от фильма "по мотивам"?

"Мемуары гейши" - фильм для тех, кто не слишком хорошо знает Японию, и уж тем более не для японцев. Это - если внимательно к нему присматриваться и искать в художественном произведении документальную точность. Ибо и сам роман Артура Голдена, по которому снята лента, грешит мелкими и крупными ошибками, а уж чего требовать от фильма "по мотивам"?

Как и "Гордость и предубеждение", "Мемуары гейши" - скорее представление американца о Японии первой половины прошлого века, о закрытой и необычной стране, где отношения между мужчинами и женщинами строились по особым законам, но простые человеческие чувства оставались такими же, как везде в мире. Любовь, ненависть, коварство, доброта, страсть - все люди мира живут во власти этих чувств и определяют свою судьбу, опираясь на них:

История девочки Чио, ставшей высокооплачиваемой, популярной гейшей Саюри, - по сути история любви, запретной, невозможной, живущей в сердце вопреки всем событиям, происходящим вокруг. И окружающие реалии - те самые, что вызывают критику у японцев, - следует воспринимать скорее как фон, нежели как основную суть картины.

Судьба девочки, проданной в квартал гейш, вырванной из семьи, поставленной в условия "живи так или умрешь", девочки, превратившейся в женщину, для которой существует масса запретов и самый главный - запрет на семью, на любовь, ибо "гейша не может позволить себе любовь", - вот что в центре фильма. И пусть японцев играют китайские актеры, от этого точная, филигранная игра не становится хуже ни на йоту. Высокий эмоциональный накал в "Мемуарах гейши" передается актерами очень по-японски - сдержанно, взглядом, вздохом, движением руки. Нет в сценах европейской раскованности, но в то же время давно не приходилось видеть столь чувственного, страстного  - и одновременно почти пуританского - кино.

Разумеется, во многом здесь  заслуга оператора, его умения  живописно, яркими мазками оттенить и подчеркнуть глубину сюжета визуальными эффектами. Лепестки сакуры, осыпающие юную гейшу; прозрачные ширмы из рисовой бумаги - как самые настоящие границы меж миром гейш и миром обыденности; красные речные воды Японии, в которую пришла война, - и пусть это всего лишь краска от кимоно, но одного этого кадра достаточно, чтобы понять - жизнь и героини, и всей страны изменилась навсегда: Право же, "Мемуары гейши" - изумительно красивое кино.

Впрочем, иначе и быть не могло. Гейши творят красоту, ускользающую красоту жизни, хрупкую, сегодня есть - завтра нет. Они несут мужчинам минутное успокоение, дарят им не столько страсть, сколько романтику, добавляют яркие краски в достаточно унылую повседневность. Они обложены запретами, как дорогая кукла в коробке - ватой, они - безделушки, но те, от которых невозможно отказаться...

Есть, однако, немало претензий японцев к фильму "Sayuri" (в русском варианте - "Мемуары гейши")

Режиссер перепутал гейш с юдзё. Юдзё - проститутки того времени. Юдзё имели ранги, среди которых ойран -  самый высокий. Проститутки ранга ойран были образованными, воспитанными, но все-таки они были проститутками, продавали себя. Гейши же совершенствуют мастерство беседы, игры на сямисэне, чайной церемонии - но никогда не продают свое тело. А в фильме часто показываются гейши как ойран.

Киотская ассоциация гейш отказалась помогать создателям "Sayuri" после прочтения сценария. Гейши в интерпретации режиссера "Sayuri" выглядят вульгарными, дешевыми.

Вообще Япония в фильме больше похожа на Китай. Во время просмотра фильма японские зрители часто улыбались - так много в нем мелких фактических ошибок. Например, когда Саюри ходила в синтоистский храм, молилась и звонила в колокол. Но колокол в фильме звучал буддийский.

Это американский фильм - для европейцев и американцев, прокатывать его в Японии - большая ошибка.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Жена изменника Родины...

С 29 января на канале "Россия" начался долгожданный показ экранизации романа Александра Солженицына "В круге первом". В одной из ведущих ролей снялась уроженка города Находки, бывшая студентка театрального факультета нашего института искусств (однокурсница Ларисы Белобровой), ныне известная актриса столичного театра "Современник" Ольга Дроздова.

Светлая...

Иногда ее окликают на улице: "Тома!". Но чаще - намного чаще - называют Светланой. И если новые работы актрисы Марии Порошиной не перебьют сумасшедшие рейтинги "Дневного дозора", в глазах публики она останется Светланой, Светлой волшебницей, хрупкой женщиной с беззащитными глазами...

На заметку

Скоро в денежный оборот России поступит купюра достоинством 5000 (пять тысяч) рублей. В городе Перми на предприятии "Гознак" уже печатается новая банкнота, сообщает информационное агентство Stringer.

Внимание на переезде

Самый современный и безопасный переезд через железнодорожные пути появился в районе станции Океанская. Новое устройство заграждения переездов (УЗП), которое обошлось Владивостокскому отделению ДВжд в 3,5 миллиона рублей, продемонстрировали журналистам.

Новые правила откорректируют

Правительство намерено перенести введение в действие ряда положений новых правил дорожного движения на 1 января 2007 года. Об этом заявил председатель правительства Михаил Фрадков по ходу однодневной рабочей поездки в Белгородскую область.

Последние номера