ГСРЗ строит суда для рыбаков Дальнего Востока

В живописной бухте Малый Гайдамак в селе Ливадия расположен одноименный судоремонтный завод, которому сегодня исполняется 50 лет. В былые времена у его причалов стояли десятки рыболовных судов, среднетоннажных и малых. Сейчас - единицы, но дальнейшее развитие ОАО “Гайдамакский судоремонтный завод” его коллектив связывает именно c основным профилем производства и, что самое главное, с новым направлением деятельности - судостроением.

1 авг. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №189 от 1 авг. 1997

В живописной бухте Малый Гайдамак в селе Ливадия расположен одноименный судоремонтный завод, которому сегодня исполняется 50 лет. В былые времена у его причалов стояли десятки рыболовных судов, среднетоннажных и малых. Сейчас - единицы, но дальнейшее развитие ОАО “Гайдамакский судоремонтный завод” его коллектив связывает именно c основным профилем производства и, что самое главное, с новым направлением деятельности - судостроением.

Лучше всех, пожалуй, о ГСРЗ знает его директор Олег Кисилев, который пришел на завод 21 год назад. Он и рассказал о полувековой истории предприятия.

После войны начинали с нехитрого оборудования и инструментов. Во времена хрущевской оттепели и косыгинских реформ были попытки сделать работников хозяевами завода, когда начали произноситься такие понятия, как хозрасчет и прибыль. Затем почти 20 лет прожили в условиях административно-командной системы - жесточайшего централизованного планирования объемов производства. Как и все “оловянные солдатики”, завод маршировал под звон плановых заседаний и бравадные отчеты о перевыполнении обязательств. Но в те времена был один несомненный “плюс” - лозунг “больше рыбы на стол народный” пытались осуществлять не на словах, а на деле.

Ускорение и перестройка дали заводу юридическую самостоятельность. Пытаясь остаться на плаву в условиях рынка, коллектив не поддался искушению превратить завод в перевалочную базу. Его долголетие в условиях рыночных отношений объясняется просто - сохранили судоремонт, умеренную стоимость ремонтных работ при соблюдении трех важнейших условий - цены, сроков и качества.

- Праздник праздником, но результаты юбилейного года настораживают, - говорит Олег Яковлевич. - Настало время спрогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, с большей отдачей использовать основные фонды. На самоокупаемость перейдут некоторые службы. Придется, что поделаешь, сократить расходы на социальную сферу, которую мы до сих пор содержим, и передать ее муниципалитету. Мера вынужденная - нужно сохранить завод и его кадровый потенциал. Сегодня, кстати, на заводе восстановлен музей, накануне юбилея новыми именами пополнилась Книга трудовой славы.

Но это - история. А сейчас в Приморье и на Дальнем Востоке ГСРЗ занял только ему присущую нишу. Он взялся за решение проблемы прибрежного лова в регионе, что позволит обеспечить население рыбой и морепродуктами.

Дальневосточные суда ветшают, как платья. Обновить флот могут позволить себе немногие рыбодобывающие предприятия. Покупать подержанные суда - себе дороже, новые за рубежом обойдутся в круглую сумму, к тому же они не всегда приспособлены к местным промысловым условиям.

У дальневосточных рыбаков к маломерному флоту требования известные: cуда должны обладать хорошими мореходными качествами, иметь надежную главную силовую установку, промысловое и навигационное оборудование, прочный корпус и, что особо важно, иметь хорошую остойчивость. Причем у каждого заказчика свои индивидуальные поправки в проект - одни хотят расширить рубку на промысловой палубе, другие - поставить дополнительные “хитроумные” приспособления. За тридевять земель заказчикам ездить не придется - все согласования проходят в Ливадии.

К идее строительства на заводе пришли два года назад, когда совместное предприятие “Посейдон” приобрело контрольный пакет акций ГСРЗ и организовало на заводе конструкторское бюро из пяти человек. Они занялись разработкой проекта маломерного бота, предназначенного для лова рыбы и морепродуктов донными ловушками и в перспективе - ярусными крючковыми снастями.

В мае 1996 года был построен головной бот длиной 14,5, шириной 4,5 метра, водоизмещением 52 тонны с главным двигателем мощностью 50 кВт/ч. После кренования и уточнения остойчивости начались испытания новых видов орудий лова - каскадно-донных ловушек особой конструкции, являющихся совместным изобретением сотрудников ТИНРО и президента СП “Посейдон” Василия Васильева.

В настоящее время построено 6 таких ботов, четыре достраиваются. Заказчики в основном сахалинцы, которым понравились мореходные качества бота: его подводная часть конструктивно защищена от возможных повреждений при посадке на мель, а корпус при длине 14,5 метра разделен на 4 водонепроницаемых отсека. Надежность ботов подтвердилась при переходе одного из них на Сахалин, когда он попал в девятибалльный шторм и успешно его преодолел. Другой в штормовую погоду сел на мель у острова Аскольд. После возвращения на завод на ремонт подводной части затратили всего 50 нормочасов.

Промысловое вооружение бота состоит из двух сейнерных блоков и лебедки, чем обеспечиваются нормальные условия труда. Экипаж - четыре человека.

Бот можно использовать на других видах промысла: его могут переоборудовать для добычи креветки, трубача, для транспортировки живого краба, под промысел ловушками, ярусами с установкой морозильных агрегатов.

О новом судне рассказывает конструктор КБ “Посейдон” Андрей Габов:

- Разрабатываем новый проект дальневосточного рыболовного бота (ДРБ) наибольшей длиной 19,2 и шириной 4,6 метра, водоизмещением 65 тонн. Дальневосточным он назван потому, что рассчитан на тяжелые условия работы на Сахалине, Камчатке и в Приморье. Ну а само его название лишний раз подтверждает - дальневосточники могут своими силами создавать для своих рыбаков надежный флот.

Конструкторское бюро работает над вторым поколением ботов, которые будут иметь ледовый класс, район плавания с удалением от базы убежища до 100 миль. Предназначение и оснащение судна - по желанию заказчика. Причем новое гайдамакское судно обойдется ему на 15-20 процентов меньше, чем за рубежом.

Конструкторы верят в успех - заложен киль первого судна, готов стапель-кондуктор для изготовления корпуса. Интерес к проекту проявляют многие, в частности ОАО “Находкинская жестянобаночная фабрика”, собирающаяся создать при поддержке “Посейдона” рыболовную компанию.

Рассказывает президент СП “Посейдон” Василий Васильев:

- После 50-летия завода начнем его реорганизацию. Начнем обновлять флот компании, предварительно “обкатав” боты в Японском море. Надеемся, что заказчики оценят наш жизнеспособный проект, по ходу строительства учитывающий все местные новшества и предложения добытчиков. Перспектива у завода одна - судостроение.

Справка “В”. СП “Посейдон” образовано в 1990 году. Одним из первых начало экспорт морепродуктов в Японию. Квоты на вылов покупает в Москве, получает их у ТИНРО. Поставляет на внутренний рынок осьминога, краба, креветку, трубача, медведку, навагу, минтай и другой традиционный морской ассортимент. Располагает 20 рыболовными судами. Владеет контрольным пакетом акций ГСРЗ. Компания объединяет 12 дочерних предприятий, имеет гостиницу в Петропавловске-Камчатском, сеть автозаправок на юге Приморья. Представительства “Посейдона” открыты в Америке, Южной Корее, Пусане, Новой Зеландии и Японии. В общей сложности на предприятиях “Посейдона” работают около 2,5 тысячи человек.

Телефоны ГСРЗ: (42366) 5-12-35,

5-14-35.

Автор: Валерий БЕЛЬЦОВ, Георгий ПАКИН (фото), “Владивосток”