Непредсказуемость Устава

Первые публичные слушания провела Дума Владивостока Считать городской Устав своеобразной муниципальной конституцией можно лишь с большой натяжкой, особенно в нынешних условиях реформы местного самоуправления (МСУ). Конституция, по определению, не подвержена изменениям, являясь незыблемым правовым фундаментом страны. А вот Устав Владивостока, например, только в прошлом году изменялся трижды. Третья попытка оказалась неудачной: Минюст отказал в регистрации документа, принятого гордумой без проведения публичных слушаний. Поэтому «подгонку» Устава под перманентно изменяющееся федеральное законодательство пришлось продолжить в 2006 году.

24 янв. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1889 от 24 янв. 2006
Первые публичные слушания провела Дума Владивостока
Считать городской Устав своеобразной муниципальной конституцией можно лишь с большой натяжкой, особенно в нынешних условиях реформы местного самоуправления (МСУ). Конституция, по определению, не подвержена изменениям, являясь незыблемым правовым фундаментом страны. А вот Устав Владивостока, например, только в прошлом году изменялся трижды. Третья попытка оказалась неудачной: Минюст отказал в регистрации документа, принятого гордумой без проведения публичных слушаний. Поэтому «подгонку» Устава под перманентно изменяющееся федеральное законодательство пришлось продолжить в 2006 году.
В минувшую пятницу Дума Владивостока наконец-то  дебютировала с процедурой публичных слушаний, которая с 1 сентября 2005-го стала по воле российского законодателя обязательной при принятии решений по важнейшим вопросам муниципальной жизни. Таким, как принятие и изменение Устава, проект бюджета и отчет о его исполнении, проект генплана и прочее, включая землеотвод под застройку. Проведение первых публичных слушаний можно считать историческим для города и края событием, поскольку впервые в Приморье реализовалось право граждан на непосредственное управление, предусмотренное краеугольным камнем реформы МСУ – законом №131-ФЗ. Наряду с публичными слушаниями формами непосредственного управления являются  правотворческие инициативы, территориальное общественное самоуправление (ТОС), собрания граждан и опросы населения. По федеральному закону и городским правовым актам, слушания объявляются по инициативе либо думы, либо главы администрации, либо населения. Поэтому думцы соблюли букву закона, заявив о своей инициативе проведения публичных слушаний. 
Принимаемые Госдумой в течение прошлого года изменения в федеральное законодательство едва успевали найти отражение в Уставе Владивостока. Его новая редакция была принята гордумой 3 марта 2005 года (как мы помним, «копыловский» Устав Владивостока принимался в 1999 году в ходе общегородского референдума). Затем 21 июля последовала «расширенная и углубленная» редакция Устава, во многом ставшая работой над ошибками. Она прошла регистрацию в правовом департаменте краевой администрации, но Ленинская прокуратура все же сочла ряд положений Устава не соответствующим федеральным нормам и обратилась в районный суд. Решение по этому заявлению пока не принято, но очередная порция изменений в Устав в этой связи представляется вполне возможной.
Кстати, именно в этот день, 21 июля, Госдума перенесла срок ввода в действие нормы о публичных слушаниях на 1 сентября 2005 года. По мнению некоторых членов Думы Владивостока, это решение российского парламента можно объяснить лишь стремлением федерального центра заморозить любые изменения в муниципальные уставы вплоть до начала практического этапа реформы МСУ – 1 января текущего года. Однако даже двухминутное исследование «Яндекса» убеждает в том, что в расставленный Госдумой «капкан» попали почему-то только владивостокские депутаты – их коллеги в Ульяновске, Саратове и прочих российских городах и весях принимали и изменяли Уставы, проводя эти решения через публичные слушания начиная уже с конца октября прошлого года.
Изменения в Устав Владивостока, которые слушались в зале заседаний гордумы 20 января в присутствии экспертов и представителей общественных организаций, были приняты решением думы №119 от 28 октября. А 22 декабря это решение пришлось отменить, чтобы провести поправки через процедуру публичных слушаний и еще раз отправить в Минюст на регистрацию. Изменений, вынесенных на слушания, было всего два, одно из них сугубо техническое (понижение статуса горизбиркома с «органа местного самоуправления» до «муниципального органа»), другое же непосредственно задевает депутатов в качестве получателей зарплаты.
Речь идет о норме 131-го закона, ограничивающей число депутатов, работающих на профессиональной основе, до 10 процентов от списочного состава. Сейчас из 25 членов гордумы только один не получает зарплату из бюджета города, а по новой норме получали бы всего двое-трое (с учетом того, что следующий созыв Думы Владивостока будет избираться осенью 2007 года уже в количестве 35 депутатов). Однако после соответствующих консультаций в правовом управлении Госдумы владивостокские думцы выяснили, что это положение закона №131-ФЗ вводится в действие только с 1 января 2009 года, когда завершатся отпущенные Госдумой регионам три года на переходный период. Это положение поспешили закрепить в Уставе (так и хочется написать – на радостях), чтобы вернуться к нему в январе. 
Очередные публичные слушания Дума Владивостока, возможно, проведет уже в феврале-марте, причем по вопросам, непосредственно задевающим интересы горожан, а не только депутатов (прежде всего по землеотводам под застройку). И здесь открывается большой простор для активности общественных организаций и всех горожан, являющихся обладателями права непосредственного управления городским хозяйством. Пока что они этим правом не воспользовались – несмотря на объявления в СМИ, предлагающие от имени гордумы вносить свои инициативы, ни один подобный документ к первой процедуре публичных слушаний так и не поступил. Тем не менее 25 января в гордуме будут рассматриваться «предложения граждан по проектам решений думы» с учетом высказанных в ходе слушаний.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»