Не клиент, а дорогой гость

Индустрия туризма и гостеприимства, стремительно развивающаяся в последние годы в Приморье, постепенно вытесняет из сознания штамп советских времен о ненавязчивом сервисе. Наш сервис становится цивилизованным. Оказываясь в ресторане, гостинице, отправляясь в туристическую поездку, уже не чувствуешь себя непрошеным гостем, отвлекающим хозяев от важных дел. Качество услуг если пока еще и не достигло международного уровня, то уже близко к нему. И заслуга в этом не только мэтров сервисных отраслей, но и молодых специалистов, которые приходят работать в туристические фирмы, санатории, отели и рестораны после окончания Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

20 янв. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1888 от 20 янв. 2006
Индустрия туризма и гостеприимства, стремительно развивающаяся в последние годы
в Приморье, постепенно вытесняет из сознания штамп советских времен о ненавязчивом сервисе. Наш сервис становится цивилизованным. Оказываясь в ресторане, гостинице, отправляясь
в туристическую поездку, уже не чувствуешь себя непрошеным гостем, отвлекающим хозяев
от важных дел. Качество услуг если пока еще
и не достигло международного уровня,
то уже близко к нему. И заслуга в этом не только мэтров сервисных отраслей, но и молодых специалистов, которые приходят работать
в туристические фирмы, санатории, отели
и рестораны после окончания Владивостокского государственного университета экономики
и сервиса.
Кафедра международного туризма и гостинично-ресторанного бизнеса вуза молодая, ей всего шесть лет (в стране это образовательное направление тоже еще новое, в следующем году у него первый юбилей - 10 лет).
 Но за это время она выпустила в большой бизнес 285 выпускников по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства». Нашли ли они себя в профессии? Оправдывают ли возлагаемые на них надежды? И вообще какие, на взгляд работодателей, специалисты особенно остро нужны сегодня индустрии гостеприимства?
Обо всем этом речь шла на недавнем «Круглом столе» «Индустрия туризма и гостеприимства: организация и проблемы профессиональной подготовки», который провела заведующая кафедрой доктор технических наук профессор Надежда Щеникова. Целью его было на базе анализа проблем практической подготовки выработать политику взаимодействия кафедры и предприятий турбизнеса, обеспечивающую повышение качества подготовки специалистов. Гостей собралось много: руководители ресторанов, отелей, работники туристических фирм. Активное участие в разговоре приняли президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров «Анонс» Роман Иванищев, генеральный директор туристического департамента ООО «Петра» Светлана Антонова, заместитель директора института климатологии и восстановительного лечения доктор медицинских наук профессор Павел Кику, генеральный директор ООО «Восток-тур» Юлия Сергиенко, выпускницы ВГУЭС, а ныне менеджеры бизнес-отеля «Хендэ» Наталья Капустина и Людмила Ханоян и другие. Беседа подтвердила, что тема эта живо интересует не только тех, кто учит будущих специалистов и менеджеров, но и другую - принимающую их сначала на практику, а потом и на работу сторону.
- Мероприятия с приглашением работодателей - конференции, «Круглые столы», встречи - это наша традиция, - рассказывает Надежда Васильевна Щеникова. - Не скрою, какие-то противоречия иногда проявляются, мол, вы не так учите, а вы (говорим мы) незаинтересованно нам помогаете, не предоставляете возможности для практик. Но это естественная проблема отцов и детей. А по большому счету мы друг друга прекрасно понимаем, поддерживаем и стараемся идти одним путем, поскольку цель у нас общая. Наша кафедра и наши выпускники признаны в профессиональной среде, с нами считаются. В полной мере это относится к гостиничному и ресторанному бизнесу. Налаживаем контакты также с турагентскими и туроператорскими фирмами, обсуждаем с ними совместные проекты. Они понимают, что их бизнес во многом будет зависеть и от наших выпускников, поэтому откликаются на наши предложения.
Полноправными участниками разговора стали нынешние студенты. У многих из них уже есть опыт не только прохождения профессиональных практик, но и работы, в том числе за рубежом. Четверокурсник Антон Кабанцев, например, три месяца работал в системе «Макдональдса» в США. За это время не уволился ни один сотрудник кафе, а самому Антону три раза поднимали зарплату! Антон подметил многие нюансы, отличающие американский сервис от нашего, и саму организацию работы предприятий отрасли. Приобретенный опыт конечно же пригодится ему в будущем.
А вот Лена Яковлева стала участницей важного события в судьбе одного из китайских отелей - в это время ему присваивали четвертую «звезду». Студентка поделилась своими наблюдениями за работой иностранных коллег. У Андрея Переславцева тоже была интересная практика (причем не первая) в доме отдыха «Планерное»», который входит в систему предприятий администрации президента России.
Оживленная дискуссия состоялась по вопросам разработки программы практики в отелях, ресторанах, турфирмах. Акцент был сделан на необходимости детализации отдельных профессиональных операций.
Актуальной, по мнению всех участников «Круглого стола», является необходимость создания учебных центров на базе гостиниц, ресторанов, турфирм. По общему мнению, это должны быть лучшие предприятия с развитой инфраструктурой сервиса, чтобы здесь будущим дипломированным специалистам действительно было чему поучиться.
Профессор Надежда Щеникова рассказала о том, что с этого года студенты, обучающиеся на кафедре, после технологической (производственной) практики будут получать одну из рабочих специальностей. Это станет надежной ступенькой к освоению профессии изнутри. Такой подход к образовательному процессу соответствует потребностям индустрии туризма и гостеприимства. Ведь именно об этом говорили на «Круглом столе» работодатели. Пока не поработаешь официантом, горничной, агентом, не поймешь тонкостей профессионального сервиса. Освоение рабочей профессии дает возможность не только приобрести навыки будущей профессии, но и прочувствовать те проблемы, которые стоят в целом перед отраслью. По словам Надежды Щениковой, профессорско-преподавательский состав кафедры туризма и гостеприимства ВГУЭС нацелен на создание в городе и крае ситуации, когда потребность в специалистах высокого уровня будет только расти. А основа для этого - качество и конкурентоспособность сервисных отраслей.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»