Ждать ли инвестиций в Находку?

Немало моих знакомых “купились” на идею построения развитого капитализма в одном отдельно взятом городе. Одни в начале 90-х обменяли без всяких доплат свою прекрасную квартиру в центре Хабаровска на “хрущевку” в Находке (что Хабаровск! В то время ходили слухи, что и на Москву обмены были...). Другие накупили местных акций на деньги - не ваучеры, - рассчитывая, вероятно, жить впоследствии на дивиденды. К сожалению, то, что 5-7 лет назад казалось заманчивым и перспективным, на деле оказалось утопией.

31 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №188 от 31 июль 1997

Немало моих знакомых “купились” на идею построения развитого капитализма в одном отдельно взятом городе. Одни в начале 90-х обменяли без всяких доплат свою прекрасную квартиру в центре Хабаровска на “хрущевку” в Находке (что Хабаровск! В то время ходили слухи, что и на Москву обмены были...). Другие накупили местных акций на деньги - не ваучеры, - рассчитывая, вероятно, жить впоследствии на дивиденды. К сожалению, то, что 5-7 лет назад казалось заманчивым и перспективным, на деле оказалось утопией.

Находкинцы традиционно гордились своим городом. Раньше - всегда. А теперь, сравнивая его с Владивостоком, современным и 10 лет назад, поражаешься: Находка все больше погружается в пучину провинциализма. Почему? Она первой получила статус СЭЗ, и приватизировалась - одна из первых, и “географически выгодное расположение” не изменила. Тем не менее живем все хуже. В местные предприятия никто деньги вкладывать не спешит. Проанализировать ситуацию в местной экономике корреспондент “В” попросил людей, деятельность которых связана с фондовым рынком. Были определены следующие вопросы: 1. В каких находкинских АО существует в настоящее время реальная почва для привлечения инвестиций? 2. Что является главным препятствием на пути создания экономической ситуации, выгодной для инвесторов? 3. Насколько “нормален” в Находке вторичный рынок акций, таким ли он задумывался и должен быть в идеале?

Известно, что плясать нужно от печки, а проблемы обсуждать - с властью, в данном случае - с местной исполнительной.

Рассадин Андрей Яковлевич - заведующий отделом ЦБ в администрации г. Находки. (В 1984 г. окончил Дальневосточный политехнический институт. Работал главным конструктором в “Находкапроекте”. С 1992-го по 1996-й - исполнительный директор брокерской конторы “Фондовый сервис”. За время работы получил квалификационный аттестат министерства финансов 1-й категории. С 1996-го по 1997 г. (в течение года) - начальник управления ЦБ в банке “Находка”. C июня 1997 г. - среди экспертов администрации города.)

- Практически ни в одном местном АО реальной почвы для привлечения инвесторов нет. Если, к примеру, гражданин желает занять у другого большую сумму денег, то кредитор поинтересуется, под что он дает деньги, как застрахован на случай неотдачи. И это всеми воспринимается нормально.

При привлечении средств извне действуют многие параметры. Первая группа - это причины федеральные. Налоги, гарантии, страхование рисков. Не будем на них останавливаться. Вторая группа - уровень местного понимания. Отсутствует представление, что такое инвестиции. По меньшей мере глупо, когда АО с уставным капиталом в 5-10 млн. руб. надеются привлечь инвестиции на сумму в 100 тыс. долларов. Инвестор должен иметь имущественные и правовые гарантии, получить что-то взамен своих вложений. К сожалению, большинство предприятий, изменив форму собственности, остались по сути государственными и ожидают субсидий, которые можно не отдавать. Практически наши АО и не работали как акционерные общества. Работает технологический процесс, работают кадры, техника - не работает форма собственности. Руководство АО должно изменить отношение к акционерам. Не может быть разделения: акционеры - работники предприятия и акционеры со стороны. И те, и другие совладельцы с равными правами.

Дополнительных эмиссий на настоящий момент в их истинном понимании не было. Дополнительные эмиссии привлекают средства по программам АО, дают возможность создать дополнительные основные фонды, оборудование, произвести техническое переоснащение. Тогда будут выше прибыль, выше стоимость акций, возрастет их ликвидность. На сегодня неразмещенная эмиссия существует только в АО “Находкалес”, которое готовит акции на продажу. Движение по акциям остальных связано только с переоценкой. Руководители АО боятся потерять контроль над предприятиями, находящимися даже на пороге банкротства.

Вторичный рынок акций в Находке, конечно, есть, но не совсем такой, какой хотелось бы иметь. Можно сказать, что существует почти нормальный вторичный рынок долларов США: в наличии постоянный рост цен, законность сделок, их легко можно купить и продать. К сожалению, развитие рынка ценных бумаг пошло по своему российскому варианту. Акции не совершают оборота. Они попадают к крупному держателю, и все. Рынок не пополняется новыми выпусками. Здесь исключены физические лица как покупатели и заканчивается их роль в качестве продавцов, потому что они распродают последнее, что получили в результате приватизации. Происходит вымывание акций, концентрация их надолго у крупных юридических лиц, которые не выпустят бумаги на вторичный рынок.

Фондовый рынок все более отторгает непрофессионалов. Зачем простому человеку покупать акции? С целью получения дивидендов - несерьезно. Это приятное дополнение, не более. С целью долгосрочных вложений? Действия АО не вселяют надежды на свое светлое будущее. С целью сохранения денежных средств? Доллар как-то надежнее. При нормальном рынке на подъем или спад цен на акции оказывают влияние успехи и убытки АО, прибыль, новые программы; размер выплаты дивидендов. У нас же цену определяет все что угодно - политика, криминал, личностные пристрастия, но никак не экономика. Из множества компаний, занимающихся ценными бумагами, продолжат эту деятельность единицы, те, кто реально оценивает действительность, ищет новые пути, т. е. действует грамотно и профессионально.

С теми же вопросами я обратилась к практику, для которого общение с инвесторами, а проще - теми, кто готов купить акции, является профессией и, откровенно, источником дохода.

Шкир Павел Александрович - генеральный директор ИК “Финансовый маркетинг”. (В 1991 г. окончил Дальневосточный политехнический институт. Два года в “Дальморгеологии” в должности инженера-гидроакустика. С сентября 1993 г. - начальник вначале аналитического, затем фондового отделов в Находкинском финансовом акционерном обществе. С момента создания, с декабря 1994 г., возглавляет ИК “Финансовый маркетинг”. Имеет квалификационный аттестат министерства финансов

1-й категории.)

- В настоящее время практически все АО в Находке для обеспечения инвестиционных программ предпочитают использовать свои (если достаточно) либо заемные средства. Собственники - в большинстве случаев это директора предприятий - не готовы дать долю в АО стороннему инвестору, т. к. при этом ими теряется контрольный пакет. Поэтому в большинстве случаев для привлечения сторонних денег под новый проект учреждаются новые юр. лица или создается совместная деятельность.

Только АО “Находкалес” создало практически все условия для привлечения инвесторов (есть грандиозный проект, выпущена дополнительная эмиссия). Были попытки привлечь деньги путем размещения новой эмиссии у ПСМО-23 и НФАО, но инвесторы пока не торопятся вкладывать деньги в эти предприятия, предпочитая скупать пакеты акций на рынке.

С п р а в к а “В”. В Находке реальные эмиссии, увеличивающие уставный капитал за счет выпуска дополнительных акций, кроме перечисленных АО провели также “Приморское морское пароходство” (в 1995 г. уставный капитал вдвое увеличился за счет проданных акций) и “Находкинский судоремонтный завод”. Из всех четырех предприятий наиболее удачна была эмиссия у пароходства. Но не по причине идеальной организации (наоборот, она оставила недовольными ряд акционеров), а из-за доходности и федеральной значимости самого объекта. В остальные предприятия деньги извне практически не пришли.

- Причин для этого много. Это и отсутствие рычагов воздействия, препятствующих директорам (иногда даже не являющимся владельцами крупных пакетов) заниматься самоуправством на “его” предприятии (“исправлять” реестр, не предоставлять акционерам информацию, не пускать их на собрания и многое другое). Это и несовершенство действующего законодательства по рынку ценных бумаг, отсутствие специализированных знаний у юристов (адвокатов, судей, прокуроров), которые в силу новизны и сложности законодательства затягивают рассмотрение претензий “обиженных” акционеров и часто принимают абсурдные решения. Но главное препятствие для нормального развития рынка в Находке - это отсутствие мощной инфраструктуры, гарантирующей сохранность вложений инвесторов. За 5 лет развития рынка инвестиций только лишь НФАО вкладывало собственные (и немалые) средства в систему безопасности и гарантий вкладов инвесторов (разработка новых технологий, инвестиционных проектов для города, покупка современной оргтехники, получение специализированной лицензии в Москве). Никакой финансовой и организационной помощи со стороны администраций города и СЭЗ не было. А усилий одной фирмы для развития инфраструктуры рынка ЦБ недостаточно.

Год назад специалисты НФАО и “Финмаркета” предложили администрации города проект вексельной программы, однако ответа так и не получили. Надеюсь, что с созданием в мэрии отдела ЦБ и с приходом в администрацию возглавившего этот отдел специалиста высокого уровня ситуация изменится и ряд инвестиционных проектов (вексельная программа, регистрация залогов и др.) будут наконец-то воплощены.

Вторичный рынок ЦБ в Находке достаточно развит, однако он ориентирован в сторону московских (иностранных) денег, и в этом его “ненормальность”. Местных инвесторов можно пересчитать по пальцам, большинство из них напугано “МММ” и другими, и в реестрах находкинских АО постоянно растет доля сторонних вкладчиков.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что местные бюджеты выигрывают при запуске муниципальных ценных бумаг, которые принимаются в погашение местных налогов, т. к. “расшиваются” неплатежи. Я предполагаю, что в течение года на территории нашего города начнется широкое хождение местных векселей - муниципальных, железной дороги, “Дальэнерго”, других предприятий. Но хитом могут стать векселя краевой администрации при правильной, возможно, безналичной организации их обращения.

Комментарий “В”

Все прекрасно понимают, что пока будут в упадке наши местные предприятия, лучше жить не будем. Регулярно в СМИ проходят статьи о том, как та или иная организация борется с трудностями, ищет пути развития (читайте - деньги). Тем не менее реальное положение вещей можно определить цитатой из статьи председателя АК СЭЗ “Находка” г-на Дудника в журнале с обещающим названием “Инвестиции в России” № 9-10 за 1995 г.: “Идея свободной экономической зоны возникла у руководителей предприятий, которые продемонстрировали высокий уровень политического чутья и профессиональной хватки”. В хватке им действительно не отказать. И если действия директоров (т. е. наемных профессионалов) по привлечению инвесторов можно охарактеризовать поговоркой “и хочется, и колется”, то каким же пакетом акций они в действительности владеют? Как минимум этот вопрос останется риторическим до тех пор, пока не будет принят закон “О защите прав граждан на рынке ценных бумаг” и не начнет исполняться пока только декларируемый закон “О защите прав акционеров”.

Но не все здесь просто. Эмиссии не всегда однозначно выгодны. Это доказывают и имевшие место неудачные выпуски, и та атмосфера умолчания, которая возникает даже вокруг, казалось бы, примерных проектов. Почему примерных? Да потому, что оба моих собеседника привели АО “Находкалес” в качестве примера единственной компании, готовой к диалогу с инвесторами. Тем не менее оба отказались хоть как-то оценить упомянутую эмиссию, ссылаясь на свое несложившееся мнение по этому вопросу. Если предприятие ищет партнеров и соблюдает интересы своих акционеров, то почему об этом проекте “не сложилось мнение” даже у профессионалов? Г-н Воронков, директор компании “Нилин”, уполномоченной размещать данный выпуск, тоже предлагает подождать (хотя с момента регистрации выпуска прошло 9 месяцев). А информация из неофициальных источников заставляет сомневаться в “примерности” проекта. Во всяком случае его сконцентрированная финансовая идея такова - одно из немногих находкинских прибыльных предприятий (согласно проспекту ежегодная чистая прибыль 5-7 млн. долларов США) продает свой контрольный пакет менее чем за 10 млн. долларов США. Причем деньги в АО “вкладываются”, т. е. остаются новому владельцу. Что же даст новый проект городу и что отнимет у него? Или в вопросах частной собственности нужно исходить исключительно из интересов акционеров? Как оценить этот интерес? Комментарии специалистов, как видите, отсутствуют.

Принцип “чем меньше, тем лучше” у нас относится к любой “живой” информации, касающейся мало-мальски значимых объектов. Так, например, 12 августа городской фонд имущества выставляет на аукцион здания швейной фабрики “Ладья”. Стартовая цена названа в 1,5 млрд. руб. По логике чем больше будет рекламы, больше участников торгов, тем выше финансовый результат сделки. Интерес фонда имущества, имеющего за услуги определенный процент, тоже очевиден. Тем не менее объявление об аукционе выходит только один раз - в газете “Находкинский проспект”. Там же (но большим размером) неделей раньше прошло объявление о продаже фондом подвального помещения в жилом доме. Почувствуйте разницу и убедитесь, что информация - это деньги. Но поступят ли они в город?

Автор: Елена БЕЛЬЦОВА, “Владивосток”