Закон об инвестициях должен оживить экономику края

Как уже сообщал “В”, перед уходом на каникулы депутаты Приморской думы в числе других приняли в первом чтении закон “Об инвестиционной деятельности в Приморском крае”. Чем была вызвана необходимость разработки этого закона и в чем его отличие от ранее принятых документов по проблеме инвестиций, мы попросили рассказать заместителя председателя краевой думы Николая КРЕЦУ:

31 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №188 от 31 июль 1997

Как уже сообщал “В”, перед уходом на каникулы депутаты Приморской думы в числе других приняли в первом чтении закон “Об инвестиционной деятельности в Приморском крае”. Чем была вызвана необходимость разработки этого закона и в чем его отличие от ранее принятых документов по проблеме инвестиций, мы попросили рассказать заместителя председателя краевой думы Николая КРЕЦУ:

- Следует отметить, что за время работы в нынешнем составе краевая дума уже приняла целый пакет экономических законов, среди которых закон “Об инвестиционной деятельности в Приморском крае”, конечно, занимает особое место. И вот почему.

Согласно данным краевого комитета госстатистики, инвестиционная активность на территории Приморья значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Достаточно сказать, что за последние 6 лет объем инвестиций в экономику Приморья за счет средств краевого бюджета сократился в 15 раз. Характерны в этом отношении 2 последних года, которые особенно не отличались по уровню инфляции. В прошлом году объем инвестиций по всем источникам финансирования составил 2,8 трлн. рублей и снизился по сравнению с 1995 годом на 46 процентов. Прогноз на 1997 год в плане инвестиций также неутешительный - их не будет. В то же время иностранные инвестиции в экономику края за 6 лет возросли в 8 раз, но их объем все еще очень и очень мал.

Естественно, все эти негативные тенденции не могут не настораживать. Я бы сравнил нынешнее состояние экономики Приморья с рыбой, выброшенной на берег моря. Она задыхается и никак не может глотнуть живительной влаги, а без финансовой “подпитки” в виде инвестиций, наличия оборотных средств экономика мертва. Это и заставило законодательную и исполнительную власть края активно взяться за разработку основополагающего закона об инвестициях. Цель одна: создать на территории Приморья благоприятный режим для привлечения инвестиций как внутренних, так и внешних и, как следствие, обеспечить в случае федеральной поддержки выход края из дотационного режима через 10-12 лет и переход затем на бюджетное самофинансирование.

Между тем активизация инвестиционной деятельности в Приморье обусловлена рядом специфических факторов. Это большое влияние на экономику края федеральных функций, реализуемых как на территории края, так и через нее (оборонная, экспортно-импортная и пр.); достаточно развитый научно-производственный и инфраструктурный потенциал (на долю края приходится около 40 процентов валового общественного продукта Дальневосточного экономического района); относительно высокая степень диверсификации промышленности при специализации на морехозяйственные и транспортно-транзитные функции; географическая близость края к странам АТР и, как следствие, наиболее благоприятные возможности для усиления внешнеэкономической деятельности. В то же время эта специфика выражается в обострении энергетической и транспортной проблем (прежде всего в непомерном росте тарифов), что во многом предопределило спад в экономике, который не прекращается и сейчас - особенно в обрабатывающем секторе экономики.

К сожалению, очень плохо выполняется имеющая статус президентской “Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы”, хотя в ней заложен большой потенциал, в том числе и в привлечении инвестиций. Но во многом этот важнейший документ остался декларативным, хорошо прописанным лишь на бумаге. (Кстати, дума Приморского края совместно с другими законодательными органами Дальнего Востока и Забайкалья приняли и принимают ряд мер, направленных на “реанимацию” данной программы.)

Вот почему при разработке закона “Об инвестиционной деятельности в Приморском крае” мы постарались заложить в него ряд принципиально новых положений (по сравнению с соответствующими законодательными актами, принятыми в других регионах России) с тем, чтобы этот важнейший документ был работающим и действительно способствовал бы притоку инвестиций в экономику края. Коротко остановлюсь на ключевых положениях закона.

Прежде всего принципиальное значение имеет 4-я глава закона “Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита прав инвестиций”. Статьей 12 этой главы гарантируется стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Никто не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, а в случаях принятия государственными органами актов, нарушающих права и интересы инвесторов, убытки, включая упущенную выгоду, причиненные объектам инвестиционной деятельности, возмещаются им по решению суда.

Большой интерес у потенциальных инвесторов вызовет, видимо, статья 13 закона, согласно которой гарантируется защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. В законе четко сказано, что инвестиции на территории Приморского края не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов Российской Федерации и Приморского края. Предусмотрено также возмещение потерь в случае изъятия у инвесторов целевых банковских вкладов, акций или иных ценных бумаг, платежей за приобретенное имущество и

т. д.

Ключевой статьей закона является установление порядка залогового обеспечения инвестиционной деятельности, на чем хотелось бы остановиться подробней. Дело в том, что в странах с устойчивой рыночной экономикой давно уже принят такой механизм кредитования инвесторов, согласно которому для привлечения кредитов под реализацию конкретных проектов обязательным требованием к заемщику является залог имущества или активов. Понятно, что в случае получения небольших по размеру кредитов инвестор в качестве залога может использовать свое имущество и активы. Однако когда размеры кредита значительно превышают возможности инвестора или он по каким-либо причинам не может (или не хочет) закладывать свое имущество, в то время когда территория крайне заинтересована в привлечении данного инвестора (особенно зарубежного), то решение проблемы заключается в создании залогового механизма самой территорией.

Законом как раз и предусматривается создание краевого залогового фонда, формируемого администрацией края из краевой государственной собственности. Фонд представляет собой обновляемый по мере необходимости перечень имущественных объектов, используемых в качестве предмета залога. Это могут быть крупные объекты недвижимости (здания, сооружения, предприятия), имущественные права на недвижимость, в том числе права по аренде земельных участков, природные ресурсы, например лес, который по действующему законодательству находится в собственности края, имеющие высокую степень ликвидности акции, облигации и другие ценные бумаги, денежные средства и прочие активы. Речь, собственно, идет не только о создании залогового фонда, но и о формировании краевой программы залогового кредитования, что поручается администрации края с последующим затем утверждением краевой думой.

Довольно смелые решения, на наш взгляд, заложены в законе в части налогообложения и предоставления льгот инвесторам. Устанавливается порядок предоставления различных льгот трем группам: финансово-кредитным учреждениям, предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, а также предприятиям, вкладывающим собственные средства в развитие производства. Что касается первой группы, то теперь любой банк, осуществляющий инвестирование предприятий или проектов, согласно закону будет иметь существенную льготу в налогообложении части своей прибыли. Тем самым у финансово-кредитных учреждений появляется интерес в направлении средств на инвестиции. Такого нет в законах ни одного субъекта Российской Федерации.

Такая же заинтересованность появляется и у самих предприятий. Как только какое-либо предприятие приступает к реализации инвестиционного проекта, привлекая для этого инвестиции (не менее 30 процентов от общего объема фактически освоенных капитальных вложений), то сразу же получает льготы в виде освобождения от налога на прибыль на 5 лет (в первый год - полностью и на пятый год - на 50 процентов от установленных ставок). Весьма существенной льготой является также и освобождение таких предприятий от налога на имущество с момента начала реализации инвестиционного проекта.

Законом предусмотрено предоставление льгот и предприятиям с иностранными инвестициями. Но самое главное, в статье 22 закона мы постарались заинтересовать предприятия предоставлением налоговых льгот в пределах сумм платежей, поступающих в краевой бюджет, в случае направления ими собственных средств на развитие производства.

Ярким примером по-настоящему действенного стимулирования инвестиций является строительство во Владивостоке международного бизнес-центра, которое осуществляла южнокорейская корпорация “Хендэ”. Год назад краевая дума приняла постановление “О привлечении иностранных инвестиций в строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в Приморском крае”. Результат общих усилий, в том числе и льгот, предоставленных думой такого рода предприятиям, как говорится, налицо - на днях бизнес-центр сдан в эксплуатацию.

Таковы вкратце основные положения закона, в который, повторюсь, мы постарались заложить смелые, порой радикальные решения с тем, чтобы после окончательного его принятия на территории края были созданы условия для притока инвестиций и, как следствие, оживления экономики.

Вместе с тем мы отчетливо понимаем, что некоторые статьи проекта закона, как, например, статья о страховании имущества и рисков предприятий с иностранными и иными инвестициями, требуют доработки, большей конкретизации. Поэтому приглашаем к обсуждению данного проекта всех заинтересованных предпринимателей и специалистов, замечания и дополнения к проекту закона “Об инвестиционной деятельности в Приморском крае” можно направлять в краевую думу. Кроме этого намечается провести специальные депутатские слушания во Владивостоке и Находке, а сам закон принять в окончательном варианте на очередном заседании думы Приморского края в конце сентября.

Автор: Виктор КОРЫТКО, “Владивосток”