Нарушение водочного баланса

Алкогольный рынок - особая зона страны. Происходящие на нем события касаются каждого жителя, даже если он убежденный трезвенник. Потому что алкоголь является наполнителем государственного (да и местного тоже) бюджета, формой расчета и разменной монетой перед выборами. И вот - очередной водочно-коньячно-ликерный "сюрприз" от государства.

6 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1864 от 6 дек. 2005

Алкогольный рынок - особая зона страны. Происходящие на нем события касаются каждого жителя, даже если он убежденный трезвенник. Потому что алкоголь является наполнителем государственного (да и местного тоже) бюджета, формой расчета и разменной монетой перед выборами. И вот - очередной водочно-коньячно-ликерный "сюрприз" от государства.

Мир больших брендов

С 1 января 2006 года в силу вступят некоторые положения ФЗ № 102 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Как гласят официальные источники, закон существенно меняет многие правила функционирования рынка алкогольной продукции, по неофициальным данным - на деле произойдет передел алкогольного рынка страны и неизбежное подорожание алкогольной продукции.

ПЕРВОЕ, на что следует обратить внимание: новый закон формировался, скорее, не по инициативе представителей алкогольного рынка или с учетом потребительских интересов, а неожиданно и быстро - в высшем чиновничьем аппарате. Официальная версия такова: приведение законодательства в соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО), куда Россия намеревалась войти уже к концу уходящего года. Однако налицо лоббирование интересов крупных операторов рынка.

ВТОРОЕ. В "алкогольном" сообществе заговорили о грядущем переделе собственности, об укрупнении рынка, об увеличении объема контрафактной продукции и росте цен: Что касается передела собственности и укрупнения рынка, то это связано с требованиями к уставному капиталу и переоформлению организационно-правовой формы для индивидуальных предпринимателей с 1 июля 2006 года.

С начала будущего года производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов (за исключением водки) будут вправе осуществлять только юридические лица и организации, имеющие уставный капитал не менее 10 миллионов рублей. Что же касается водки, то производить ее смогут опять-таки предприятия и организации, но уже с уставным капиталом не менее чем 50 миллионов рублей.

Отметим, что на существующем приморском рынке производства алкогольной продукции это нововведение совсем не скажется, так как два крупнейших и единственных в своем роде производителя алкогольной продукции - "Уссурийский бальзам" и "Арго-1" уже имеют требуемые размеры уставного капитала. Однако войти на этот рынок (для тех, кто рискнет начать работу "с нуля") будет сложно: и конкуренты серьезные, и закон чинит преграды.

ТРЕТЬЕ. Как быть с розницей? Больше всего дискуссий развернулось по поводу предпринимателей розничных сетей: их уставный капитал будет регламентирован, но теперь уже в субъекте федерации. Однако в законе сказано, что он не превысит одного миллиона рублей.

- В связи с делегированием этих полномочий в субъекты в краевой администрации готовится закон, который определит размер уставного капитала для предприятий розничной торговли алкогольной продукцией, - прокомментировал  руководитель Приморского союза производителей и продавцов алкогольной продукции, член краевой комиссии по регулированию алкогольного рынка, созданной по инициативе губернатора Приморского края, Владимир Загуменный. - Так, проектом краевого закона определено, что размер уставного капитала, в частности для обществ с ограниченной ответственностью, не превысит 10 тысяч рублей.

- На мой взгляд, проблема переоформления формы собственности не так серьезна, - считает директор по маркетингу компании "Алко-ДВ" Евгений Титов. - Те, кто захочет остаться на этом рынке, решат для себя проблему организационно-правовой формы предприятия. Однако эти затраты могут привести к удорожанию продукции. Боюсь, что село полностью перейдет на потребление самогона.

Контрафакт и суррогат

ЧЕТВЕРТОЕ. С 1 июля 2006 года отменят аккредитацию субъектами РФ поставщиков алкогольной продукции. С одной стороны, это вроде бы хорошо, а с другой - может привести к определенным проблемам.

- В принципе, такое решение восстанавливает единое экономическое пространство для алкогольной продукции в России, - продолжает генеральный директор компании "Алко-ДВ" Сергей Титов, - но региональным компаниям стоит опасаться выхода на местные рынки крупных московских операторов и операторов из оффшорных зон.

Очевидно, что будет ослаблен контроль качества алкогольной продукции, ведь будут отменены система акцизных складов и механизм защитных мер.

- По моему мнению, в Приморском крае была выстроена действенная система контроля качества алкогольной продукции, - отмечает Владимир Загуменный. - Как только спиртные напитки поступали на территорию края, они декларировались, проходили экспертизу качества. Налоговый контроль позволял выпускать на местный рынок только легальную продукцию.

Приморский алкогольный рынок представляет собой 12 крупных оптовых поставщиков качественного легального алкоголя, которые конкурируют между собой. Кроме того, есть масса недобросовестных поставщиков, которые обеспечивают рынок большим количеством неучтенной и контрафактной продукции.

Товар "быстрый", но "мертвый"

ПЯТОЕ. Что касается потребителя, то оказалось, что и он будет вмешан в отношения, как их принято называть, между бизнесом и властью. Дело в том, что с введением новых положений торговля алкогольной продукцией должна производиться только в случае предварительной оплаты поставщику. Сейчас на приморском рынке повсеместно действуют отсрочки, то есть  предоставление товарных кредитов на срок от двух недель до одного месяца. В новых условиях, как прогнозируют оптовики алкогольной продукции, магазины начнут закупать только тот товар, который гарантированно оборачивается и приносит быстрый доход. Следовательно, ассортимент на полках магазинов сократится с 500-600 наименований до сотни в лучшем случае.

- Кроме того, цены на алкогольную продукцию неизбежно вырастут из-за изменений, касающихся лицензирования компаний и требований к акцизной маркировке, - делится Евгений Титов. - Значит, для тех, кто занимается контрабандой или нелегальным производством, продолжать делать это станет более привлекательным.

Справка "В"

Основные нововведения будущего года для предпринимателей алкогольного рынка:
- с 1 января 2006 года отменяется  механизм защитных мер и упраздняются региональные специальные марки;
- с 1 июля 2006 года отменяется аккредитация субъектами РФ поставщиков алкогольной продукции;
- с 1 июля 2006 года вводится запрет на осуществление розничной продажи алкогольной продукции индивидуальным предпринимателям;
- вводится лицензирование оптового оборота спиртосодержащей непищевой продукции;
- детализируются механизм и процедура выдачи лицензий;
- вводится прямой запрет на продажу алкогольной продукции, изготовленной в домашних условиях;
- вводится требование о минимальном размере уставного капитала 10 млн. рублей для производителей и оптовиков алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции; для производителей водки - 50 млн. рублей.

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, "Владивосток"