Выживать или развиваться?

Доброй традицией во ВГУЭС становятся презентации новых, только что вышедших из печати книг. И это очень верно. Ведь издание хорошей книги - это как рождение ребенка, и это действительно праздник для авторов и читателей.

22 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1856 от 22 нояб. 2005

Доброй традицией во ВГУЭС становятся презентации новых, только что вышедших из печати книг. И это очень верно. Ведь издание хорошей книги - это как рождение ребенка, и это действительно праздник для авторов и читателей.
На презентацию книги "Управление современным университетом", написанную целым авторским коллективом под руководством ректора Геннадия Лазарева, собралось много гостей. В том числе пришли коллеги из других вузов, заинтересовавшись актуальной темой. Разработка ее по разным аспектам ведется во ВГУЭС давно, было издано уже несколько монографий, предполагается выпуск еще целой серии работ. И это вполне объяснимо. ВГУЭС в последние годы прошел стремительный путь развития, стал одним из лучших вузов Дальнего Востока, что без эффективного управления было бы невозможно.

- Не случайно именно мы занялись проблемами управления, - говорит Геннадий Лазарев. - Сложилось так, что у технологического института - предшественника ВГУЭС - было гораздо больше проблем, чем у других вузов. Вставал даже вопрос о его закрытии. Но кому хотелось бы оказаться у разбитого корыта? Поэтому мы сделали все, чтобы встать на ноги и быстро пойти вперед. Если 15 лет назад у нас обучалось полторы тысячи студентов, то сейчас - 25 тысяч. И вот таким вузом управлять надо уже совсем по-другому.

Почему-то считается, что любым, даже самым небольшим производством должны управлять профессионалы-управленцы, а вот что управлять университетом могут ученые-философы, ученые-историки...

На взгляд ректора, многие проблемы сегодняшнего высшего образования связаны именно с этим распространенным убеждением. Во ВГУЭС другой подход: к высшей школе необходимо относиться как к сфере бизнеса, говорить об экономике образования. Вуз - это деловая корпорация, продукт которой - интеллект.

Еще один важный акцент: выпуск высокоинтеллектуальной продукции должен быть подкреплен хорошо развитой материальной инфраструктурой. Отсюда постоянное обновление в университете учебной базы, современное оснащение аудиторий и кафедр, непрекращающееся строительство студенческого городка (за последние 15 лет общие площади университета увеличились с 30 тысяч до 140 тысяч квадратных метров). Кроме того, ректор поставил задачу ежегодно поднимать зарплату преподавателям университета как минимум на 30-40 процентов. Когда стали искать резервы для этого, их оказалось предостаточно.

ВГУЭС серьезно изучал, на что ориентируются сегодня самые продвинутые в мире образовательные системы. Американская, европейская, а также азиатская системы образования первым делом четко выстраивают свою стратегию, отрабатывают механизмы эффективного управления. И успешными являются как раз те вузы, где это вынесено во главу угла. Но в чем-то ВГУЭС пошел дальше.

- Сегодня мы уже пришли к тому, что эффективно управляться должен не только университет в целом, но и его подразделения - институты и даже кафедры, - продолжает объяснять свою позицию Геннадий Иннокентьевич. - По поводу кафедр - это совсем уж непривычно для администраторов высшей школы. Однако опыт нашего вуза подтверждает, что к этому надо стремиться наряду с тем, что университет управляется как единый организм, комплексно. И приятно, что это мнение не одного лишь ректора, что его поддерживают директора институтов, заведующие кафедрами, преподаватели. Вот и книга "Управление современным университетом" не полностью написана ректором, а при его участии. Авторами разных глав являются проректоры вуза, каждый из них обобщил управленческий опыт по своему направлению. Но при этом мы постарались выстроить книгу таким образом, чтобы видна была общая идеология, в соответствии с которой мы ставим перед собой конкретные ориентиры и осмысливаем пути продвижения к ним.

Со следующего года ВГУЭС перестает закупать мел. Мелочь? Да нет, факт очень показательный, за ним стоит современный подход к организации учебного процесса. Аудитории оснащаются мультимедийными проекторами, компьютерами, презентации по всем читаемым курсам размещаются на методическом сервере вуза для обеспечения доступа студентов к учебным материалам. Мел уже не вписывается в новые условия, становится анахронизмом. Качество образовательных услуг, которые предоставляет университет, переходит на совершенно другой уровень.

С чего все начиналось? Об этом напомнила первый проректор Галина Мальцева:

- Когда в 1992 году вузам было разрешено принимать студентов не только на бюджетной, но и на платной основе, ректор сказал: мы должны видеть движение всех средств, откуда они пришли, на что потрачены, нужно оперативно управлять финансовыми ресурсами вуза. Стали автоматизировать бухгалтерский учет. Потом выстроили хороший коммерческий учет. Сейчас пришли к тому, что стали высчитывать себестоимость подготовки специалистов по каждой специальности.

Проблем на пути к эффективному управлению всеми вузовскими процессами в университете еще хватает. Выступившие проректоры - авторы книги - не скрывали, что многие процессы еще требуют осмысления. Собственно, ведь и все высшее образование страны сейчас меняется, находится на переходном пути от советской модели к тем, что приняты во всем цивилизованном мире.

- Быть может, путь развития отечественной высшей школы нужно проложить между догматизмом советского вуза и утилитарным прагматизмом американского? - задаются вопросом авторы книги. И предлагают читателям: - Давайте подумаем вместе.

В предисловии к книге руководитель Федерального агентства по образованию РФ Григорий Балыхин называет ВГУЭС лидером образования в области бизнеса, экономики, международных отношений, сервиса, туризма, моды и дизайна на Дальнем Востоке России. И отмечает, что подготовленный руководством университета коллективный научный труд в полной мере отражает вклад вуза в вузовскую реформу и образовательную сферу нашей страны. В книге предложены инновационные решения в организации и управлении образовательными и другими вузовскими процессами.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"