Примус Тура Хейердала - в подарок

Лифт остановился на пятом этаже, где располагается журналистский зал газеты "Владивосток". Из него спиной вперед довольно ловко вышел сухопарый человек и, развернувшись, представился: "Сергей Гордиенко, профессиональный путешественник". За ним нормальным манером показался седобородый яхтенный капитан Леонид Сегаль.

18 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1855 от 18 нояб. 2005

Лифт остановился на пятом этаже, где располагается журналистский зал газеты "Владивосток". Из него спиной вперед довольно ловко вышел сухопарый человек и, развернувшись, представился: "Сергей Гордиенко, профессиональный путешественник". За ним нормальным манером показался седобородый яхтенный капитан Леонид Сегаль.
Два эти человека, чем-то даже внешне похожие друг на друга, весной будущего года намерены отправиться в кругосветную экспедицию "SOLO+SOLOTRANSGLOBAL - МАРШ  ИНТЕЛЛЕКТА  И ДУХОВНОСТИ". Они будут двигаться то вместе, то  в одиночку. При этом главная цель у путешественников одна - провести ряд практических экспериментов в области техники, тактики и психологии выживания. Параллельно они будут  должны опробовать действие биологически активных добавок (БАДов) на организм человека в экстремальных условиях, испытать надежность ряда приборов. Среди основных задач экспедиции также сбор информации о состоянии памятников истории и культуры, связанных с Россией, установка мемориальных знаков в честь известных путешественников  ХХ века - Ю. Сенкевича, Л. Бомбара, Н. Уэмуро, Т. Хейердала. Подобная экспедиция, рассчитанная на три-четыре года, планируется впервые.

Вся жизнь - экстрим

- Сергей, не могу удержаться, чтобы не спросить: почему вы вышли из лифта "задом наперед"?

- Опыт экстремала. Когда ты перемещаешься в любом виде транспорта (даже в лифте) и  знаешь, что возможна резкая остановка, ты фиксируешь себя в том положении, в каком оказался.

- Согласитесь, человеческой природе естественно стремиться к комфорту - физическому и духовному. Зачем в наш цивилизованный век, где есть поезда и самолеты, нужно всякий раз испытывать себя на прочность, а судьбу - на терпение?

- На самом деле цивилизация - довольно шаткое создание. Примеров тому множество. Сколько страшных катаклизмов обрушилось на нашу планету в последнее время... Задача, которую я ставлю перед собой последние 30 с лишним лет, -  научить человека, даже в  одиночку, выживать.  Как показывают разработанные мною специальные тесты, увы, почти 60 процентов землян так избаловано цивилизацией, что им проще умереть, чем бороться.

Что касается комфорта... В экстриме нельзя жить вечно - максимум три месяца (так показали наши опыты). Затем в организме начинаются изменения на уровне биохимии. Если человек может выработать определенный духовный комфорт, находясь даже во взрывоопасном регионе или в "пиковой" ситуации,  - это уже не экстрим, просто жизнь. Страх отступает на второй план. Отправляясь в одиночное путешествие, мне хочется выработать "лекарство против страха" и передать его людям.

Лекарство против страха

- Когда вы начали путешествовать?

- С середины 70-х. До этого работал участковым милиционером, следователем в уголовном розыске, кинологом. Потом, во время учебы в университете, увлекся экстримом. Сначала  овладевал техникой преодоления препятствий, осваивал альпинизм и водный слалом, парус и греблю. Профессиональным началом своей карьеры путешественника считаю переход к Северному полюсу в 1995 году, когда проходили учения МЧС России под командованием Сергея Шойгу. Потом была еще одна экспедиция к полюсу - в 1998-м. На сегодняшний день протопал Кольский,  Югорский полуострова, Ямал, Таймыр, Якутию и Чукотку, Алтай, Казахстан, Приморье, побывал в южноамериканских Андах. На моем пешем "спидометре" - 15 тысяч километров. Вернее, мы прошли их вместе с моим лабрадором, который по-морскому зовется Румб. Я получил его в подарок  из рук Сергея Шойгу. Сейчас собираюсь отвезти моего четвероногого друга  домой, в Днепропетровск. Он прекрасно справился со своей задачей. Я дорожу им не меньше, чем примусом  Тура Хейердала, который он подарил мне при встрече в 1993 году. Впрочем, сейчас, когда мы готовимся к экспедиции, готов вручить этот хейердаловский раритет своему главному спонсору.

А вообще я делаю кругосветный переход пешком. Со мной лишь тележка, разработанная под рикшу.

- Как вы оцениваете Приморье с точки зрения экстремальности проживания в нем: недостаток кислорода в воздухе, большая влажность, частые перепады атмосферного давления и так далее?

- Дело в том, что я попал во Владивосток как раз накануне недавнего циклона. Даже пришлось женщину доставлять в травмпункт, она от порыва ветра упала и сильно ударилась головой. Но, что меня поразило, народ здесь довольно стойко все переносит.  В ваших генах нет страха перед стихией. Это здорово! Хотя, признаться, я бы не выбрал Владивосток местом для своего проживания. Мне ближе размеренный ритм.

Владивостокский участник кругосветки Леонид Сегаль- И это при том, что вы относитесь к редким экстремалам?

- Одно другому не мешает. Мне довелось побывать в высоких широтах. Этот регион  считается абсолютно экстремальным, почти космическим. Я участвовал в двух автономных экспедициях - в 1995, 1998 годах. Это были путешествия на износ: четыре часа движения, четыре - сна. Очень коварный дрейф. Вообще, с годами и с опытом путешествий пришел к такому выводу, что человек погибает по собственному желанию. Наступает момент, когда он понимает (на подсознательном уровне), что бороться больше не сможет.

У меня была аховая ситуация в 1996 году в Антарктиде. Нужно было пройти 17 км по тонкому - 3-4 см - вязкому  морскому льду.  Как ни осторожничал, все же провалился. Шельфа там нет, глубина под берегом - 100 метров. Меня спасло то, что в руках был ледовый молоток: сумел зацепиться им между льдинами. Выбрался на лед понадежнее. После этого почти час оборудовал лагерь. Когда все сделал - понял (вернее почувствовал), что мне конец. Аптечку утопил. Легкие "горели", в них не было воздуха. Первая мысль была о том, как долго буду умирать. Накатила полная апатия. И тут меня как пронзило: все происходит на физическом уровне, как только человек дает себе команду "на уход", организм перестает отторгать шлаки и начинается интоксикация.

- Как все же удалось спастись?

- С помощью примуса. Я заставил себя собирать и разбирать его до бесконечности, чтобы хоть что-то делать, не лежать. Но даже не это главное. Спасла мысль, что я не один. Все свои  путешествия я таскал в рюкзаке Библию, но, признаюсь, это был чистый фарс. А вот здесь я отчетливо понял: рядом есть кто-то, кто определил мое существование.

Недельку я продержался, потом вышел на связь с англичанами, они сообщили, что в 30 км от этого места находится старая законсервированная база, там есть медикаменты.

- Семья не протестует против ваших частых рискованных отлучек?

- Даже младшая дочь, 19-летняя Алиса, недавно как-то сказала, что никто не может лишить папу свободы его собственного выбора.

В планах - годы странствий

- Сергей, вы прошли пешком с собакой и повозкой от Севастополя до Владивостока. На что потребовалось один год восемь месяцев. Это была первая сухопутная часть кругосветки. Каким будет дальнейший маршрут?

- Для начала необходимо приобрести океанскую яхту: крепкую, надежную. Это стоит не один десяток тысяч долларов. Сейчас ищем спонсоров. А  вообще путь проляжет так: остров Сахалин, Курильские острова, полуостров Камчатка, Алеутские острова, Аляска, Канада, США, Гренландия, Исландия, Великобритания, страны Западной Европы,  Севастополь, Израиль, Суэц, Индия, Цейлон, Мадагаскар, Южная Африка, мыс Доброй Надежды, мыс Горн и другие "точки" планеты. Возвращаемся во Владивосток, по планам, в августе 2008 года.

Причем часть маршрута  мы с Леонидом будем идти совместно на яхте, часть - раздельно:  один - сухопутным путем, другой - морским. Надеемся, что результатом такого большого пути станет издание учебника и книг для школ и вузов по психологии выживания. Кстати, одним из первых, кто всерьез заинтересовался кругосветкой, был ДВГТУ.

- Сергей, почему вы все-таки решили отказаться от первоначального решения идти в кругосветку в одиночку и взяли напарника?

- С Леонидом Сегалем нас свела судьба. Я почувствовал в нем такую же непреодолимую тягу к путешествию. А еще характер, который сможет справиться с трудностями.  Ему  51 год. Он кандидат технических наук, опытный яхтенный капитан. Имеет опыт кругосветного плавания на паруснике "Паллада". Впрочем, эту экспедицию нельзя назвать "дуэтом". Правильнее - соло и соло.

Досье "В"

Сергей Гордиенко, 47 лет, известный украинский путешественник, один из ведущих в мире специалистов по одиночному выживанию. Это 36-я его экспедиция. Он дважды достигал Северного полюса, обошел пешком почти всю северную Евразию, совершал экспедиции в Центральную Азию, Южную Америку. В 2002 году совершил одиночную экспедицию "Из варягов  в греки" (Мурманск - Севастополь, более 5 тысяч километров).
Сергей Гордиенко - кандидат исторических наук, член ЮНЕСКО, действительный член Академии устойчивого развития общества и личности (Париж), доцент Киевского университета туризма, экономики и права, ведет спецкурс "Психология выживания и принятия решения". Член географических обществ Украины, России, США.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"